Гиперактивность детей дошкольного возраста

Полякова Инна Анатольевна
Гурбанова Юлия Борисовна
Медведева Елена Анатольевна

Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Ракитянский р-н, Белгородская область
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Ракитянский р-н, Белгородская область
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Ракитянский р-н, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Полякова И.А., Гурбанова Ю.Б., Медведева Е.А. Гиперактивность детей дошкольного возраста // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1643526


 

Гиперактивность детей в дошкольном возрасте - очень актуальная проблема для педагогов, так как дети с гиперактивностью могут мешать процессу обучения, навредить самим себе и другим детям.

Для начала стоит разобраться, что же такое гиперактивность. Полное название данному явлению – синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ – это расстройство нервного развития, характеризующееся невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Из данного понятия можно сделать вывод, что гиперактивность сама по себе не возникает, на неё влияют определённые факторы:

  • Генетический фактор – это обуславливается патологическим течением беременности матери, например, употребление алкоголя или наркотических веществ, курение, недоношенность ребёнка.
  • Неблагоприятная обстановка дома, в семье - это когда ребёнок постоянно слышит ссоры родителей, ему абсолютно не уделяют должного внимания, наказывают и бьют.
  • Неправильное воспитание - как бы банально это не звучало, но воспитание в семье тоже влияет на гиперактивность ребенка.

Гиперактивность имеет свои стадии:

  • Начальная стадия – первые проявления можно заметить уже в возрасте 3-5 лет. Ребенок начинает постоянно баловаться, что-то делать, не зацикливаясь долго на одном действии, капризничает и возможно проявление агрессии.
  • Средняя стадия – возникает в подростковом возрасте, связано чаще всего с переходным периодом ребенка. Выражены - смена настроения, снижение уровня успеваемости в школе.
  • Третья стадия - обостряется во взрослом возрасте. Возникает после психозов, травм, депрессии.

Следуя из данных стадий, можно сделать вывод, что на начальной стадии можно и нужно заметить данную проблему и решить её как можно скорее, тогда остальные стадии могут и вовсе «уйти» и не мешать жить человеку.

Что же делать педагогам в ситуации, когда к ним попадает ребенок с гиперактивностью?

Для начала нужно удостовериться в том, что ребенок действительно страдает СДВГ. Он проявляет агрессию по отношению к другим детям, к педагогу, совершает необдуманные поступки, очень импульсивен, не доводит дело до конца, не зацикливается на чем-то одном, очень много говорит. Но педагог только может сделать поверхностное суждение, для точного диагноза нужно обратиться к психологу и неврологу, они смогут точно поставить диагноз.

Если оказалось так, что ребенок страдает СДВГ, то стоит применять следующие виды работ:

Каждые 15 минут стараться поручать ребенку с СДВГ поручения: накрыть на стол, полить цветы, принести что-то.

Педагог может устраивать конкурсы в спортивном зале для всех детей, но большее количество повторений давать такому ребенку. Больше пробежать, больше присесть и так далее.

Предложить ребенку посетить уголок уединения, чтоб он мог успокоиться.

Играть с ребенком в игры, которые помогут быть ему более усидчивым и спокойны.

Создать для родителей памятку, в которой будут игры и советы, чтоб не только педагог вёл работу с ребёнком, но и родители.

В заключении хочется сказать, что дети с синдромом СДВГ не виноваты в том, что они такие, не нужно прибегать к наказаниям и рукоприкладству, нужно работать с ребенком над его усидчивостью и спокойствием, давать возможность избавиться от напряжения путём поручений и выполнением упражнений. Подключать к работе родителей и тогда со временем ребенок станет более спокойным, а работать педагогу станет значительно проще.

 

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Национальный книжный центр, 2015.
  2. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. М.: Омега, 2013.
  3. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Заводенко. М.: Юрайт, 2018.
  4. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: Генезис, 2016.