Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4-7 лет: консультация для педагогов

Курганова Анна Сергеевна

Воспитатель, МБДОУ ДСОВ "Северяночка", Приобье, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Курганова А.С. Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4-7 лет: консультация для педагогов // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1644085


 

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) – венгерский математик, психолог, преподаватель. Дьенеш с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени. С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких детей, которые ходили к нему на занятия.

Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить ребенка, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.

Дьенеш разработал методику обучения математике и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.

Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.

Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.

Здесь нет занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать.

Первый (ознакомительный) этап. Когда ребенок впервые увидел и начал знакомиться с обучающим материалом. Взрослый дает ребенку самое простое задание и не старается помогать ребенку, он должен постараться сам решить задачу.

После этого начинается второй этап обучения. Здесь взрослый должен попытаться в доступной для ребенка форме объяснить новые немного усложненные задания. Важно, чтобы ребенок понял, что от него требуется, в этом заключается суть обучения.

Третий этап можно назвать сравнением. Здесь ребенок учится сравнивать, и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы.

На четвертом этапе задания усложняются, но от этого становится только интереснее, ведь этого и добивался автор. Он рекомендует на данной стадии применять таблицы, карты. Здесь знакомимся и разбираем состав числа и новые математические понятия.

Пятый этап еще интереснее. Переходим к обучению символам, как специальных математических, так и выдумываем сами.

На шестом этапе мы узнаем, что такое теорема и аксиома. Учимся анализировать, делать выводы из собственных заключений.

Пособие рассчитано для самых маленьких ребят, начиная с двух лет и до подготовительной группы.

Самым распространенным развивающим материалом данной методики являются логические блоки, они успешно применяются в дошкольных учреждениях и так же прекрасно подходят для домашних занятий с ребенком. Что же это за блоки?

Могут быть изготовлены из разных материалов, самым бюджетным является изделия из пищевого пластика. На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый набор игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить ребенку много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.

Данный комплект подходит для детишек от 2 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями.

Альбомы для занятий разбиты по возрастам: сначала ребенок выкладывает блоки прямо в альбоме, в котором указано какого цвета и формы, затем уже, когда ребенок станет постарше, можно выкладывать на столе, опираясь на шаблон в альбоме.

Для детей в возрасте 2- 3 лет для знакомства и первичного обучения, подойдут такие пособия:

  • «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года».
  • «Маленькие логики»
  • «Лепим нелепицы с 4 лет»

Для детей постарше:

  • «Поиск затонувшего клада для старших 5-8 лет».
  • «Спасатели приходят на помощь 5-8 лет».
  • «Давайте вместе поиграем» (игры для разных возрастов).

Занятия с логическими блоками развивает у ребенка логическое мышление, математические способности, стимулирует развитие речевых навыков. Ребенок учится сравнивать, анализировать, экспериментировать, визуализировать, обобщать и разделять предметы по признакам и быстро выучит геометрические фигуры. Так как сюжет игровой, то развивается воображение и фантазия. Способствует развитию творческих способностей.

Несомненно, блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра!