Сергеева Ольга Владимировна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 5 "Пчёлка", г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сергеева О.В. Конспект ФЭМП "На помощь Деду Морозу" // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1613932
ПРИЛОЖЕНИЕ: Наглядный материал
Цель: Формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Предварительная работа:
Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Методические приёмы:
Оборудование:
Проектор, ноутбук. Письмо, магнитная доска, карточки с цифрами; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, клест,), тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, смайлики по количеству детей, музыка, музыка для физкультминутки, скакалка, таблицы состава числа, геометрические фигуры, мультимедийная презентация с заданиями на слайде, счетные палочки.
Формы организации:
групповая (фронтальная)
Место проведения:
Группа или музыкальный зал
Воспитатель: Доброе утро, дети. Сегодня к нам пришли гости, посмотреть, чему мы научились. Поздоровайтесь с гостями. Утром приходил почтальон и оставил нам письмо в почтовом ящике.
Читаю письмо детям.
«Дорогие дети! Злой волшебник, который не любит праздники и веселье и не хочет, чтобы состоялся Новый год, украл мой волшебный посох и запер его в своем доме, добраться до него я не смогу без вашей помощи: знаний и умений. Помогите пожалуйста мне, выполните задания, которые уничтожит колдовство Злого волшебника».
Воспитатель: Итак, нам нужно найти сундук с волшебным посохом и для этого отправиться в опасное путешествие, в котором, конечно же, пригодятся ваши знания. Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя. Но чтобы нам отправиться, необходимо подготовиться, проверить свои знания, чтобы выставить на хронометре сегодняшнюю дату.
Дети говорят дату, и она появляется на слайде.
Воспитатель: Теперь нужно узнать, насколько вы готовы к путешествию, для этого проверим ваши знания.
Разминка
Воспитатель: Молодцы, а теперь мы должны узнать, кто же будет нашим проводником. Внимательно слушайте инструкцию и проверяйте себя, следя за появлением линий на экране.
Раздаются листы, дети выполняют графический диктант по клеткам
Диктант: от начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетка вправо, 1вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 7 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх , 3 влево, 2 низ, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 5 вверх, 1 влево, 4 вверх, 1 влево соединяем с начальной точкой.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите, что у вас получилось?
Дети: Олень.
Воспитатель: Вот теперь мы готовы к путешествию, но, чтобы стартовать, необходимо совершить обратный отсчет. Давайте посчитаем от 10 до 0! Считать будет тот, кому я передала мяч. Счет останавливается по сигналу «Стоп!», тот, кто закончил считать, передает мне мяч и тот, кто получил мяч считает от того числа, на котором остановился предыдущий.
Дети считают.
Воспитатель: Поехали! Но нет! Мы все не уместимся на олене. Что нам понадобится, чтобы поехать на нем нашей большой компанией?
Дети: Сани.
Воспитатель: Верно! Нам нужны сани! Видите, эти палочки, чтобы собрать сани, нужно составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Дидактическая игра «Сложи фигуру»
ФИЗМИНУТКА (под музыку).
«Снегири»
Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири, Распушили пёрышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. |
Опущенными руками хлопают себя по бокам. Показывают грудку руками. Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Повороты головой влево - вправо. Бегут по кругу, взмахивая руками. |
Кыш! Кыш! Улетели!
Воспитатель: Молодцы! Вторая остановка и второе задание. Теперь нам нужно узнать, кто как рассядется в санях, кто будет рядом с кем, чьим соседом. В этом помогут нам цифры. Я называю число, а вы поднимаете карточки с теми числами, которые являются его соседями. Назовите соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6; соседей числа 8; соседей числа 9.
Игровое задание «Соседи числа».
Воспитатель: Третья остановка «Лесная». Мы попали в заколдованный лес. Отгадайте загадки и узнайте, кто живёт в лесу.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На экране появляются изображения птиц.
Загадки:
1. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …(Синички)
4. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей)
5. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Сорока)
6. У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих птиц.
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Сколько всего зимующих птиц?
Дети: 6.
Воспитатель: Матвей назови какой по счету стоит воробей? Милена какой по счету дятел? София какой по счету клест? и т. д.
Воспитатель: Следующее задание, перед вами на столах набор фигур к игре «Танграм», образец на доске.
Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта птиц.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птицу и расскажите, как она составлена. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, хвост.
Мирон: Голова птицы составлена из квадрата, клюв - из треугольника, туловище - из двух треугольников, а хвост - из трапеции.
Воспитатель: Правильно ли рассказал Мирон? Если заметили ошибки, исправьте их.
Воспитатель просит рассказать другого ребенка.
Алина.Б: Туловище надо составить из 2 больших треугольников, хвосту из трапеции, а лапки из двух маленьких треугольников.
Воспитатель: Вот мы и рассмотрели, как составлена птица, из каких фигур составлена туловище, голова, хвост. А теперь возьмите свои наборы и составьте птицу по образцу. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.
После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.
Степан: Я составил так: голову из квадрата, а клюв - из маленького треугольника, туловище - из 6-ти угольника, хвост - из квадрата и ромба, лапы из 2-х маленьких ромбов.
Воспитатель: Отправляемся к следующему этапу нашего путешествия, а чтобы не скучать в дороге сыграем в игру «Верю не верю»
Дидактическая игра «Верю - не верю»
1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)
2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет, 2 хвоста 1 +1=2)
3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)
4.Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет. У квадрата четыре угла)
5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в метание мяча. Помогите каждому мячу найти свою цель. Для этого решите примеры, написанные на мячах, и соотнесите с ответом, написанным на цели.
Дидактическая игра «Метко в цель»
Воспитатель: Ребята, в волшебном лесу у Снегурочки упали и рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать их! Смотрите, какой последовательностью расположены бусины. И самостоятельно повторите эту последовательность.
Дидактическая игра «Собери бусы Снегурочки»
(дети выкладывают фигуры с образцом на экране, самостоятельно выявив закономерность их чередования).
Воспитатель: Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием, и мы на пути к дому Злого Волшебника. Наверняка именно там он и спрятал волшебный посох Деда Мороза. Чтобы попасть в домики и найти, в каком из них спрятан посох, вы должны заселить их недостающими цифрами.
Числовые домики.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие и помогли Деду Морозу. Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.
Воспитатель хвалит детей. Дети говорят до свидания гостям