Игрушки: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка»

Богданова Ольга Александровна

Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад "Алёнка", г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богданова О.А. Игрушки: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1614874


 

Цель: Формирование представлений об игрушках, их назначении.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить, расширить и активизировать словарь по лексической теме «Игрушки»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Учить передавать радость, используя различные эмоциональные средства;
  • Продолжать учить придумывать родственные слова к слову игрушки;
  • Продолжать обучать детей четкому произношению звуков;
  • Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Развивать словесно-логическое мышление;
  • Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи;
  • Формировать слоговую структуру слова (умение определять, сколько слогов в слове);
  • Формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на таблицу;
  • Способствовать развитию общей, мелкой моторики.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать себя и других;
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности;
  • Способствовать воспитанию любознательности, активности.

 

Образовательная область

Виды детской деятельности

Познавательное

Познавательно-исследовательская

Игровая

Речевое

Коммуникативная

 

Виды детской деятельности:

 

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Коммуникативная

Речевая ситуация

Практический (выполнение заданий)

Обсуждение (сюрпризный момент)

Игровая

Игровые упражнения: «Я рад тебя видеть!», «Я прохлопаю - а вы догадайтесь», «Артикуляционная гимнастика», «Семейка слов», «Запомни и повтори», «Отгадай-ка», игра-презентация «Четвертый лишний»

Двигательная

Физминутка «Пирамидка» (движение с речью)

Познавательно – исследовательская

Беседа

Решение проблемной ситуации.

Количество детей: 5 человек.

Оборудование: Воздушный шарик, игрушка Пирамидка с 6-ю кольцами; шляпа Незнайки; картинки: кукла, грузовик, мяч, медвежонок, погремушка; игрушки на пальчики Гонзики; картинки для составления Синквейна (машинка, кукла, мишка); игра-презентация «Четвертый лишний», схема-таблица по технологии «Синквейн».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и встают у доски (упражнение «Я рада тебя видеть!»)

Организую детей в круг и обращаюсь к ним: «Здравствуйте, я рада вас видеть! С помощью этого воздушного шарика скажите об этом друг другу».

Логопед: Я рада тебя видеть, Валерия!

(дети передают шарик друг другу и приветствуют)

Логопед: Давайте вспомним наше правило.

Дети: Каждый день всегда везде на занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И ни куда мы не спешим.

2. Создание мотива.

Логопед: Ребята, посмотрите ой, что это?

(на маленьком столе лежит разобранная пирамидка и шляпа Незнайки)

Дети: Пирамидка.

Логопед: Почему-то только пирамидка разобрана, чья-то шляпа… Как вы думаете, чья это шляпа?

Дети: Это шляпа Незнайки.

Логопед: Как вы думаете, что произошло?

Ответы детей (предположения)

Логопед: Что мы можем сделать?

Дети: Собрать колечки.

Логопед: Конечно, мы можем собрать пирамидку, но за каждое колечко нам необходимо выполнить задание. Готовы?

Дети: Да, готовы.

3. Введение в тему:

Игровое упражнение «Я прохлопаю – а вы догадайтесь»

Логопед: Тогда начнем. Назовите, пожалуйста, картинки, которые я сейчас вам покажу.

(на магнитную доску выставляю картинки (по одной) дети их называют)

Дети: Кукла, машинка, мяч, плюшевый мишка, погремушка.

Логопед: Как это можно назвать, одним словом?

Дети: Игрушки.

Логопед: Сейчас я прохлопаю название игрушки, а вы попробуете отгадать, какое слово я загадала.

(прохлопываю слово, а дети это слово отгадывают)

Логопед: Справились?

Дети: Да.

Логопед: Можем колечко надеть на стержень пирамидки.

4. Совместная деятельность педагога и детей.

Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть с нашими гонзиками.

Артикуляционная гимнастика с гонзиками.

Мы на карусели сели, упр. «Чашечка»,

Завертелись карусели, упр. «Качели»,

Вверх летели, вниз летели.

А теперь с тобой вдвоем упр. «Иголочка»

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет, упр. «Лопата»

Ветер лодочку качает.

Весла в руки мы берем, упр. «Часики»

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка, упр. «Горка»

Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по полянке, упр. «Лошадка»

Как веселые лошадки.

Логопед: А вот вам еще одно колечко. Андрей надень на стержень пирамидки.

Игровое упражнение «Семейка слов»

Логопед: Следующее задание – нам надо подобрать «Семейку слов» (или родственные слова) к слову «игрушка»

Логопед: Как можно назвать маленькую игрушку?

Дети: Игрушечка.

Логопед: Что можно делать с игрушками?

Дети: Играть.

Логопед: Что лежит на столе?

Дети: Игра.

Логопед: Комната, в которой находится много игр и игрушек, как называется?

Дети: Игровая.

Логопед: Давайте вспомним и назовем родственные слова к слову игрушка.

Дети: Игрушка, игрушечка, игра, игровая, играть.

Логопед: Можем еще одно колечко надеть на пирамидку. Милана надень следующее колечко на пирамидку.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю поиграть «Запомни и повтори за мной чистоговорку»:

Оз-оз-оз это новый паровоз.

Чи-чи-чи – это новые мячи.

Ишка-ишка-ишка – плюшевый мишка.

Зу-зу-зу – грузовик я везу.

Ушки-ушки-ушки - у нас с сестрой игрушки.

Логопед: Молодцы, получите колечко и наденьте на пирамидку.

 

Речь с движением «Пирамидка»

 

Вот большая пирамидка

Потянуться вверх

И веселый мячик звонкий

Прыжки на месте

Мягкий мишка косолапый

Шаги на месте, на внешней стороне стопы

Все живут в большой коробке

Показать большой квадрат

Но когда ложусь я спать

Руки под щёку, закрыть глаза

Начинают все играть.

Изобразить любое движение

 

Игровое упражнение «Отгадай-ка» (составление синквейна об игрушке)

Логопед: Давайте попробуем, составить рассказ по игрушке.

Дети: Мишка.

Мягкий, плюшевый.

Сидит, радует, рычит.

Я люблю с ним играть.

Игрушка.

 

Кукла.

Красивая, любимая.

Сидит, стоит, улыбается.

Я люблю ее катать на коляске.

Игрушка.

 

Машинка.

Красивая, быстрая.

Стоит, разгоняется, едет.

Моя машина самая быстрая.

Игрушка.

Логопед: Как вы думаете, справились мы с этим сложным заданием?

Дети: Да.

Логопед: Значит, можно еще одно колечко надеть на стержень пирамидки.

Игра-презентация «Четвертый лишний».

Логопед: Вам нужно угадать, какая картинка лишняя? Готовы?

Дети: Да.

Логопед: И с этим заданием мы справились. Давайте наденем последнее колечко на пирамидку.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Чему вы сегодня учились? Что вам запомнилось? Что получилось?

Дети: Ответы детей.

Логопед: Молодцы! Вы выполнили все задания и собрали пирамидку. Я передам Незнайке шляпу с пирамидкой и приглашу его к нам в гости в следующий раз.