Самодурова Елена Николаевна
Инструктор по физической культуре, МКДОУ "Детский сад № 27", г. Коркино, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Самодурова Е.Н. Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях: мастер-класс // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1613357
Форма проведения. Педагогическая мастерская.
Участники. Инструктора по физической культуре детских садов города.
Цель. Повышение компетентности инструкторов по физической культуре (педагогов) по использованию элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста.
Задачи.
План проведения.
Очень рада уважаемые коллеги видеть вас на своём мастер классе, тема которого «Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях».
Дошкольное детство для детей – самый благоприятный период для развития чёткой, красивой речи, которая свидетельствует об уровне культуры.
Движения – одно из условий постоянного роста и развития ребенка. Всем известно, что дети развиваются в игре. Велика роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности и конечно, же для ускорения развития речи.
Поэтому мы, инструктора по физической культуре, можем оказать помощь, в условиях детского сада на физкультурных занятиях, в структуру которых входят логоритмические упражнения, с целью повышения двигательной активности, укрепления дыхательной системы, развития речевых функций у детей.
Включая элементы логоритмики в физкультурные занятия, мы делаем коррекционную работу более успешной.
Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию логоритмические упражнения, которые связаны одной темой: «Мама». Данный материал можно использовать в сюжетной, игровой НОД «физическая культура» по тематике «Женский день», либо приобщить ко Дню матери.
Сколько много дел у наших мамочек и маме надо отдыхать, а мы не будем ей мешать.
Ходьба, бег.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Ходьба в колонне по одному.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Ходьба на носках.
Тук-тук-тук-тук.
Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут.
Ходьба на пятках.
Все мы любим, когда мама или бабушка нам читают сказки. Мы сейчас с вами отправимся в сказку «Волшебник изумрудного города».
Ритмическая игровая композиция «В город изумрудный».
И.П. – стоя ноги чуть расставлены, руки внизу.
Вступление. Ходьба на месте.
Припев:
Мы в город изумрудный / Шагать на месте, поднимая
Идём дорогой трудной. / высоко колени.
Идём дорогой трудной.
Дорогой не прямой. / Остановиться и загибать пальцы.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин. / Скрещенные руки поднять перед грудью вверх (над головой) и развести через стороны.
И Элли возвратится / Держа руки на поясе, поочерёдно выставляют ногу на пятку.
С Татошкою домой. / Перебирая «лапками», делают поворот в правую сторону вокруг себя.
Проигрыш: Дети «превращаются в Дровосека» - руки в стороны ноги на ширине плеч, и качаются на прямых ногах.
1-й куплет:
А я рождён железным. / Попеременно сгибают руки в локте
Я мог бы стать полезным. / (ладонь вверх, пальцы сжаты).
Да только не хватает / Руки в «замок» над головой, выполняют
Сердечной теплоты. / Махи сверху вниз, сцепленными руками.
Да только не хватает / Попеременно вытягивают руки вперёд
Сердечной теплоты. / Ладонью вверх и по очереди кладут их на грудь.
Припев: / Дети повторяют движения предыдущего Припева.
Проигрыш: Дети «превращаются в Пугало» - руки в стороны ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, кисти опущены вниз.
2-й куплет:
Соломою своею / Качаются с ноги на ногу, при этом покачивая
Я думать не умею, / расслабленными руками, согнутыми в локтях.
Хотел бы попросить я, / По очереди кладут руки на голову
У Гудвина / Качают головой.
Этого, как его? / Похлопывают себя по голове двумя руками
Хотел бы попросить я / Попеременно вытягивают руки вперёд ладонями вверх
У Гудвина ума. / Поочерёдно указательными пальцами касаются лба.
Припев: Дети повторяют движения предыдущего Припева.
Заключение: / Дети выполняют хлопки снизу вверх.
Наши бабушки, добрые, любимые – это мамы наших мам или пап. Вы любите ходить к вашим бабушкам в гости? Да она любим вас и всегда рада побаловать блинами, пирожками или вкусными булочками.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Маленькая девочка».
Дети делятся на 2 команды: мальчики и девочки. Мальчики спрашивают, девочки отвечают:(хлопают, топают).
- Маленькая девочка, скажи, где ты была?
- Была у старой бабушки на том конце села.
- Что ты пила у бабушки?
- Пила с вареньем чай.
- Что ты сказала бабушке?
- Спасибо и прощай.
Наши мамочки всегда красивые, а какие у них есть красивые серёжки, колечки и бусы. Но однажды любимые мамины бусы порвались и все бусинки раскатились. Я предлагаю вам собрать бусинки и сделать маме её любимые бусы. Согласны?
Считалка.
Суп из шишек –
Для мальчишек.
Из гребёнок –
Для девчонок.
Из репейника –
Бульон.
Кто не хочет –
Выйди вон!
Подвижная игра «Бусинки»
Перед началом игры четко определяются границы площадки, выбирается ведущий, который будет ловить детей - «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (дети 4-5 лет выполняют ходьбу по кругу, дети 5-7 лет – «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст:
Раскатились бусинки по ковру.
Я сегодня бусинки соберу.
Насажу на ниточку по одной –
Бусики получатся для мамочки родной.
С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очерёдность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).
Мы все любим наших мам и очень хотим, чтобы они были счастливы. Давайте поможем маме и постираем бельё, я думаю, она обрадуется, что у ней растут такие замечательные, заботливые дети.
Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».
«Мамины помощники».
Решили маме мы помочь и
Воду в таз налили.
Насыпали вниз порошка,
Белье все замочили.
Стирали долго мы его,
О доску даже терли.
Не разорвали ничего.
А полоскали сколько!
Туда-сюда, туда-сюда,
Вода в тазу вскипела.
Но только, братцы, вот беда,
На пол упала пена.
Давай ее мы собирать (Дети приседают, «собирают пену».)
И отжимать в ведерко.
Чтобы как мама наша стать,
Трудиться надо сколько!
Методика логоритмики проста, доступна, а самое главное интересна и увлекательна для детей. Надеюсь, Вам было интересно, и Вы будете использовать данную методику в своей педагогической работе. Спасибо за внимание!