Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях: мастер-класс

Самодурова Елена Николаевна

Инструктор по физической культуре, МКДОУ "Детский сад № 27", г. Коркино, Челябинская область 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Самодурова Е.Н. Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях: мастер-класс // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1613357


 

Форма проведения. Педагогическая мастерская.

Участники. Инструктора по физической культуре детских садов города.

Цель. Повышение компетентности инструкторов по физической культуре (педагогов) по использованию элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста. 

Задачи.

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на физкультурных занятиях с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики на физкультурных занятиях с целью повышения двигательной активности, укрепления дыхательной системы, развития речевых функций у детей. 
  • Создать условия для приобретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения.

  • Сообщение – презентация «Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях».
  • Практическая часть.

Очень рада уважаемые коллеги видеть вас на своём мастер классе, тема которого «Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях».

Дошкольное детство для детей самый благоприятный период для развития чёткой, красивой речи, которая свидетельствует об уровне культуры.

Движения – одно из условий постоянного роста и развития ребенка. Всем известно, что дети развиваются в игре. Велика роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности и конечно, же для ускорения развития речи.

Поэтому мы, инструктора по физической культуре, можем оказать помощь, в условиях детского сада на физкультурных занятиях, в структуру которых входят логоритмические упражнения, с целью повышения двигательной активности, укрепления дыхательной системы, развития речевых функций у детей.

Включая элементы логоритмики в физкультурные занятия, мы делаем коррекционную работу более успешной.

Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию логоритмические упражнения, которые связаны одной темой: «Мама». Данный материал можно использовать в сюжетной, игровой НОД «физическая культура» по тематике «Женский день», либо приобщить ко Дню матери. 

Сколько много дел у наших мамочек и маме надо отдыхать, а мы не будем ей мешать.

Ходьба, бег.

Маме надо отдыхать, 

Маме хочется поспать.

Ходьба в колонне по одному.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Ходьба на носках.

Тук-тук-тук-тук.

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут, 

Прямо к мамочке ведут. 

Ходьба на пятках.

Все мы любим, когда мама или бабушка нам читают сказки. Мы сейчас с вами отправимся в сказку «Волшебник изумрудного города».

Ритмическая игровая композиция «В город изумрудный».

И.П. – стоя ноги чуть расставлены, руки внизу.

Вступление. Ходьба на месте.

Припев:

Мы в город изумрудный / Шагать на месте, поднимая

Идём дорогой трудной. / высоко колени.

Идём дорогой трудной.

Дорогой не прямой. / Остановиться и загибать пальцы.

Заветных три желания

Исполнит мудрый Гудвин. / Скрещенные руки поднять перед грудью вверх (над головой) и развести через стороны.

И Элли возвратится / Держа руки на поясе, поочерёдно выставляют ногу на пятку.

С Татошкою домой. / Перебирая «лапками», делают поворот в правую сторону вокруг себя.

Проигрыш: Дети «превращаются в Дровосека» - руки в стороны ноги на ширине плеч, и качаются на прямых ногах.

1-й куплет:

А я рождён железным. / Попеременно сгибают руки в локте

Я мог бы стать полезным. / (ладонь вверх, пальцы сжаты).

Да только не хватает / Руки в «замок» над головой, выполняют

Сердечной теплоты. / Махи сверху вниз, сцепленными руками.

Да только не хватает / Попеременно вытягивают руки вперёд

Сердечной теплоты. / Ладонью вверх и по очереди кладут их на грудь.

Припев: / Дети повторяют движения предыдущего Припева.

Проигрыш: Дети «превращаются в Пугало» - руки в стороны ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, кисти опущены вниз.

2-й куплет:

Соломою своею / Качаются с ноги на ногу, при этом покачивая

Я думать не умею, / расслабленными руками, согнутыми в локтях.

Хотел бы попросить я, / По очереди кладут руки на голову

У Гудвина / Качают головой.

Этого, как его? / Похлопывают себя по голове двумя руками

Хотел бы попросить я  / Попеременно вытягивают руки вперёд ладонями вверх

У Гудвина ума. / Поочерёдно указательными пальцами касаются лба.

Припев: Дети повторяют движения предыдущего Припева.

Заключение: / Дети выполняют хлопки снизу вверх.

Наши бабушки, добрые, любимые – это мамы наших мам или пап. Вы любите ходить к вашим бабушкам в гости? Да она любим вас и всегда рада побаловать блинами, пирожками или вкусными булочками. 

Речевые упражнения без музыкального сопровождения «Маленькая девочка».

Дети делятся на 2 команды: мальчики и девочки. Мальчики спрашивают, девочки отвечают:(хлопают, топают).

- Маленькая девочка, скажи, где ты была?

- Была у старой бабушки на том конце села.

- Что ты пила у бабушки?

- Пила с вареньем чай.

- Что ты сказала бабушке?

- Спасибо и прощай.

Наши мамочки всегда красивые, а какие у них есть красивые серёжки, колечки и бусы. Но однажды любимые мамины бусы порвались и все бусинки раскатились. Я предлагаю вам собрать бусинки и сделать маме её любимые бусы. Согласны?

Считалка.

Суп из шишек

Для мальчишек.

Из гребёнок

Для девчонок.

Из репейника

Бульон.

Кто не хочет

Выйди вон!

Подвижная игра «Бусинки»

Перед началом игры четко определяются границы площадки, выбирается ведущий, который будет ловить детей - «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (дети 4-5 лет выполняют ходьбу по кругу, дети 5-7 лет – «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст:

Раскатились бусинки по ковру. 

Я сегодня бусинки соберу. 

Насажу на ниточку по одной –

Бусики получатся для мамочки родной. 

С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очерёдность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).

Мы все любим наших мам и очень хотим, чтобы они были счастливы. Давайте поможем маме и постираем бельё, я думаю, она обрадуется, что у ней растут такие замечательные, заботливые дети.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

«Мамины помощники». 

Решили маме мы помочь и

Воду в таз налили. 

Насыпали вниз порошка,

Белье все замочили.

Стирали долго мы его, 

О доску даже терли. 

Не разорвали ничего.

А полоскали сколько!

Туда-сюда, туда-сюда, 

Вода в тазу вскипела.

Но только, братцы, вот беда,

На пол упала пена.

Давай ее мы собирать (Дети приседают, «собирают пену».)

И отжимать в ведерко.

Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо сколько!

Методика логоритмики проста, доступна, а самое главное интересна и увлекательна для детей. Надеюсь, Вам было интересно, и Вы будете использовать данную методику в своей педагогической работе. Спасибо за внимание!