Мультфильмы – это серьезно. Какое влияние оказывают мультфильмы на поведение наших детей?

Землянова Юлия Игоревна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 2",  г. Михайловск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Землянова Ю.И. Мультфильмы – это серьезно. Какое влияние оказывают мультфильмы на поведение наших детей? // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1599583


 

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, мультфильмы.

Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры дошкольника, а также формирование информационной безопасности детей.

В современном мире мультфильмы – это неотъемлемый атрибут жизни каждой семьи, в которой есть дети. Без мультфильмов ни один современный человек не представляет своего детства и детства своего любимого чада.

Очень часто родители, чтобы отвлечь внимание ребенка и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультик, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора. 

Большинство психологов утверждает, что далеко не все мультики полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, оказывают негативное влияние на развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства. Исходя из этого, нужно контролировать время, которое ребенок проводит перед телевизором. 

В возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов. В этом возрасте дети не могут одновременно сидеть, слушать и смотреть мультфильм. Дети полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание только на мультике, при этом даже не двигаются. В будущем у таких деток появятся проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже с лишним весом. В развитии такие дети могут отставать от сверстников. 

Для тех детей, которым уже есть три года нужно выделить определенное время для просмотра мультфильмов и ежедневно придерживаться его. При этом не стоит отводить время непосредственно перед сном: после просмотра мультфильма психика ребенка возбуждается и могут возникать проблемы со сном и с засыпанием. Для дошкольников считается, что время просмотра мультфильма не должно превышать 30-40 минут в день, при этом его лучше разбить на 2-3 сеанса.

Советские мультики транслировались только после того, как проходили жесткий контроль, каждый кадр мультфильма проверялся. Такие мультики как «Дядя Степа Великан», «Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку. Но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными. 

Разнообразие современных мультфильмов очень велико - есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир («Семья Почемучек», «Жила-была Жизнь» ...).

Есть абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии психики и интеллекта малыша. Из-за таких мультиков у детей зачастую создается неправильное представление о ценностях, о жизни, о друзьях и родителях. Дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры.  В мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости. Детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т.д. Дети могут потом подражать любимым героям и быть жестокими или же это может привести к детским страхам, замкнутости.

Очень часто на экране можно увидеть неуважение к животным и растениям, пожилым людям, родителям. Дети все это запоминают и поступают аналогично и сами, становятся эгоистами. 

Сейчас неправильные мультики стали большой проблемой во всем мире. Психологи рекомендуют родителям очень тщательно выбирать мультфильмы для своих детей. Если есть такая возможность, мультфильмы лучше смотреть вместе с детьми, что позволит наблюдать за их реакцией. 

Современные мультфильмы наверняка порадуют нас и хорошими примерами анимации, но новизна – это еще не повод, чтобы показать тот или иной экземпляр своему малышу. Просмотрите ключевые сцены или мультфильм целиком прежде, чем включить его ребенку. 

Даже хороший мультик может не подойти ребенку или испугать его, если малыш еще «не дорос». 

Или же наоборот, для взрослых детей малодинамичные мультфильмы для маленьких покажутся скучными и не интересными. 

Дорогие родители! Мультфильмы, как и все, что попадает на глаза и в руки нашим деткам, должно проходить жесткую цензуру. И никто кроме нас, родителей, провести ее не сможет! Только мы в ответе за наше потомство! Наши дети – наше будущее… Любите и берегите своих детей! Пожалуйста, прислушайтесь.