Паламарчук Виктория Николаевна
Стасенко Галина Александровна
Учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия п. Нижний Куранах", Республика Саха (Якутия)
Учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия п. Нижний Куранах", Республика Саха (Якутия)
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Паламарчук В.Н., Стасенко Г.А. Педагогические практика во внеурочной деятельности «Город мастеров» // Совушка. 2023. N1 (31). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/31/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1571766
Цель – создание благоприятной среды для развития лучших качеств ребенка, которая поможет стать успешным человеком.
Задачи:
Участники: обучающиеся 1-4 классов, родители, учителя.
Оригинальная идея
«Город мастеров» – это взрослый мир в миниатюре, в котором дети могут не только узнать, какие бывают профессии, выбрать любимое дело, но и понять, какую радость приносит работа, когда человек делает то, что ему по душе. Детям станет понятно, для чего они изучают в школе те или иные предметы, какие знания нужны для того, чтобы впоследствии овладеть нужной профессией. Данная практика даёт возможность детям получить не только теоретические знания, но и на практике отработать действия при пожаре или несчастном случае, правила оказания медицинской помощи и другие ситуации, в которых может оказаться каждый. А игровой формат мероприятий способствует повышенному интересу и большой активности детей в изучении данных вопросов.
Ценностно-смысловое наполнение педагогической практики
Помните, в детстве во дворе мы играли в магазин, накалывая листья подорожника на палочку, как чеки? Или, представляя себя мастером-парикмахером, делали модную стрижку кукле? Или строили вместе настоящий город из песка? Что же именно мы делали таким образом? Подражали взрослым? Конечно! Взаимодействовали, разыгрывая разные социальные ситуации? Безусловно. Играли с друзьями? Да! Конечно! И попутно тренировались в устном счете, глазомере, умении быстро рассказать истории. Мы и играли, и учились, причем все это мы делали с огромным удовольствием. Данная практика реализовывается во внеурочной деятельности, и очень нравится нашим детям. Потому как в реализацию практики включились наши родители, наши мамы и папы. Именно они организовывают экскурсии на предприятия нашего поселка, рассказывают о своей профессии и погружают в мир нашего будущего.
Задача учителя: соединить полученные знания по профессиям и организовать практическую деятельность, т.е. создать условия для погружения каждого ребёнка в профессию.
Фрагменты работы:
1. Мы были пациентами и лаборантами. В стерильном помещении и одежда соответствовала. Надев на себя шапочки, бахилы, халаты, выглядели настоящими медицинскими работниками. В этот день на место своей работы пришло 25 «молодых специалистов».
И вот одни оказались пациентами, другие- медицинскими работниками. Одни сдавали кровь, другие- с осторожностью и с большой ответственностью за пациента брали ее у нас, строго соблюдая все инструкции. Тут же проводили исследование. Выдавался паспорт здоровья с группой крови. Конечно, все происходило под наблюдением и умелом профессиональном руководстве наших мам и сотрудников лаборатории. За что им огромное спасибо! Потом роли менялись. В обморок никто не падал, никто не плакал. Дети без страха протягивали пальчик и внимательно наблюдали за всеми манипуляциями. Сколько было радости, удивления! В этот момент все ребята решили стать врачами. Будет так или не будет-неизвестно. Но если хотя бы один из них станет врачом и вернётся в наш посёлок-это и есть наша цель.
2. И вот мы повара. И опять наши родители с нами. В нашей творческой кухне мастер-класс по изготовлению маленьких бутербродов - канапе. Детям казалось, что ничего сложного в профессии повара нет, ведь в каждой семье каждый день готовят еду. На самом деле, приготовление пищи – это настоящая наука. Но нам было не страшно. Мамы все умеют. Да и увлекательное, и вкусное это дело - готовить! Готовили мы по рецепту. Прочитали алгоритм действий, посмотрели работу мастера и взялись за дело. Очень хотелось положить кусочек батона или сыра в рот. Но нет, терпели. Мы ведь на работе. Канапе готово! Приятного аппетита! Теперь мы все решили стать поварами.
А впереди у нас новые знакомства с профессиями наших родителей. Каждый ребёнок ждет этого знакомства. И сколько гордости в словах детей, когда они говорят: «Это моя мама здесь работает!»
Важный момент: во всех видах деятельности дети получают возможность увидеть результаты своего труда. В пекарне они забирают с собой печенье, испеченное собственноручно, в телестудии можно стать ведущим новостей и посмотреть на себя со стороны на большом экране. Пережив ситуацию успеха, получив на руки результат своего труда, ребенок становится увереннее в себе.
Описание основных этапов реализации педагогической практики
Этап |
Основные этапы практики |
Содержание работы |
1-й этап (подготовительный) |
Подготовка к знакомству с новой (для ребёнка) профессией |
Экскурсии, встречи с интересными людьми, фотовыставки, работа с информационными источниками. |
2-й этап (основной) |
Организация мастер-классов, практической работы |
Сама практика. |
3-й этап (итоговый) |
Обработка, анализ полученных результатов |
Готовый продукт. Самоосознание в выборе профессии: какие качества мне необходимы для этой профессии (хочу стать доктором, какие качества я должен в себе тренировать). |
Формат практики делает получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим, ведь в процессе игры можно самому проследить связь между получением знаний, их применением и достигнутым результатом. |
Результаты педагогической практики (полезные эффекты для участников образовательных отношений)
Профессия |
Тематика экскурсии |
Форма проведения |
Продукт |
Флорист |
Магазин флористики |
Мастер-класс |
Сладкие букеты |
Практическая работа |
Бумажные цветы |
||
Мастер по маникюру |
Салон красоты |
Практическая работа |
Роспись «ногтей» |
Бармен |
Кафе |
Мастер-класс |
Молочный коктейль |
Модель |
Видео-экскурсия |
Практическая работа |
Фотосессия |
Лесозаготовитель |
Пилорама |
Практическая работа |
Выжигание на досках |
Модельер |
Швейный цех |
Практическая работа |
Костюмы из бросового материала |
Пекарь |
Столовая |
Практическая работа |
Пряники |
Дэмис (хлеб) |
Практическая работа |
Булочки |
|
Оператор |
Дэмис(вода) |
Мастер-класс |
Колбочки |
Пиццмейкер |
Пиццерия |
Мастер-класс |
Мини-пиццы |
Повар |
Столовая |
Практическая работа |
Сладкий салат |
Бутерброды |
|||
Лаборант |
Медицинская лаборатория |
Практическая работа |
Определение группы крови |
Фельдшер |
Приезд скорой помощи |
Практическая работа |
Налаживание шины |
Аэродизайнер |
Видео-экскурсия |
Практическая работа |
Шаромоделирование |
Художник |
Художественная школа |
Мастер-класс |
Шары со «снегом» |
Сирие (ремесленник) |
Видео-экскурсия |
Практическая работа |
Восковые свечи |
|
Видео-экскурсия |
Практическая работа |
Сувенир |
Мультипликатор |
Видео-экскурсия |
Практическая работа |
Мультфильмы |
Тренер
|
СОК (бассейн) |
Занятия спортом
|
Тренировки
|
СОК (тир) |
|||
Джампинг |
|||
Провизор |
Аптека |
Мастер-класс |
Лечебные чаи |
Доярка |
Коровник |
Наблюдения |
Проба молока |
Ландшафтный дизайнер |
Работа на аллее |
Мастер-класс |
Травяники |
Водитель |
Видео-экскурсия |
Соревнования |
Гонки на машинах |
Библиотекарь |
Библиотека |
Практическая работа |
Ремонт книг |
Воспитатель |
ДОУ |
Практическая работа |
Игры в детском саду |
Учитель |
МБОУ |
Практическая работа |
Роль учителя при проверке работ |
Дирижёр |
Школа искусств |
Мастер-класс |
Создание музыкальных инструментов |
Эффект: приобретённые знания, пережитые чувства и отношения, совершённые действия, которые развили человека как личность, способствовали формированию его компетенций |
|
Социальная компетенция |
Гимназист учится взаимодействовать с окружающими людьми, приобретает навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты. |
Коммуникативная компетенция |
Ребенок применяет в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем. |
Информационная компетенция |
Юный профессионал учится самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов. |
Компетентность здоровьесбережения |
Школьник соблюдает нормы здорового образа жизни и правила техники безопасного труда. |
Когнитивная компетенция |
Ребёнок познаёт мир профессий, «примеряя их на себя». |
Эмоциональная компетенция |
Ученик накапливает яркие эмоциональные впечатления. |
В результате реализации проекта:
Место педагогической практики в системе воспитания/обучения/коррекционно-развивающей деятельности в образовательной организации
Данная педагогическая практика реализовывается во внеурочной деятельности в рамках проекта «Профессии моих родителей» и в соответствии с планом воспитательной работы.
Ссылки на актуальную информацию о педагогической практике в сети Интернет
1. Страна Мастеров. URL: http://stranamasterov.ru/
2. Все начинается с игры. 2020. URL: https://rosnko.ru/kidburg
3. Раскрыть себя через игру. 2021. URL: https://moscow.kidburg.ru.