Экологическое воспитание как актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста

Баулина Наталья Вячеславовна
Слушкина Наталья Радиевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 86 комбинированного вида", г. Саранск
Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 86 комбинированного вида", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баулина Н.В., Слушкина Н.Р. Экологическое воспитание как актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1571854


 

Аннотация: Проблема угрозы экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством. Экологизация материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Начинать экологическое воспитание необходимо в дошкольном возрасте. Кроме того, экологическое воспитание детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Ключевые слова: окружающий мир, экологическое воспитание, природа, явление природы, дошкольное учреждение 

 

Сегодня, когда экологическая грамотность, позволяющая заботиться о природе, является ключом к выживанию человечества, экологическое образование детей привлекает все большее внимание. Экологическое образование детей также имеет большой потенциал для их целостного развития. Благодаря вдумчивому и систематическому знакомству с миром природы дети могут развить важнейшие навыки мышления.

Процесс развития личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны основываться на системе знаний, включающей элементарные сведения о биосфере (живой природе: растениях, животных, человеке и неживой природе). Понимание взаимосвязи между природой и человеком особенно важно для развития личности детей дошкольного возраста. Приобретение практических форм взаимодействия с окружающей средой формирует мировоззрение ребенка и способствует развитию человека. Важную роль в этом направлении играет исследовательская и познавательная деятельность детей дошкольного возраста в форме экспериментальной деятельности. В процессе работы дети преобразуют предметы и выявляют существенные связи, скрытые в природных явлениях.

Экологический вопрос никогда не был столь серьезным, как сегодня, когда человечеству угрожают экологические кризисы и даже катастрофы. Экологизация материальной и духовной деятельности человека стала существенной частью условий для сохранения того, что является общим для всех.

Природа своеобразно реагирует на вторжение человека на ее территорию: с планеты стремительно исчезают несколько видов животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе патогенными; растет число аллергических и нервно-психических заболеваний; увеличивается количество детей с врожденными аномалиями.

Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста. Именно в этот период овладение основами экологических знаний наиболее продуктивно, поскольку дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира вызывает чувство привязанности к месту, где человек родился и живет, и, в конечном счете, любовь к родине.

Содержание экологического образования для детей дошкольного возраста. Воспитание отношения человека к природе; формирование системы экологических знаний и идей; формирование диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира как систему взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие своего познавательного опыта в обобщенной форме с помощью наглядных пособий (правил, символов, условных заданий, моделей), вовлекая ребенка в мыслительную, моделирующую и преобразующую деятельность, тем самым расширяя его познавательные возможности и перспективы развития; поддерживать спонтанность, изобретательность, любознательность, критичность и независимость детей; эстетическое эмоциональное развитие, способность видеть, чувствовать, восхищаться и стараться сохранить красоту природы;  забота о флоре и фауне и вовлечение детей в деятельность, которую они могут выполнять для защиты и сохранения природы.

Все компоненты этого комплексного подхода к экологическому образованию в дошкольных учреждениях не разделены, а взаимосвязаны. Все компоненты этого комплексного подхода к экологическому образованию существуют не изолированно, а взаимосвязаны.

Чтобы показать детям красоту природы и научить их видеть ее, учитель должен, прежде всего, сам уметь жить в гармонии с природой, а дети должны хотеть подражать ему. Они очень наблюдательны и внимательны к словам учителя, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическое воспитание, искренняя любовь к природе означает не только определенное состояние души, восприятие ее красоты, но и ее понимание и знание.

Поэтому важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые своим примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и в меру своих возможностей активно участвуют вместе с детьми в природоохранной деятельности.

 

Литература:

  1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 10 – 15.
  2. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. С. 16 – 20.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПБ.: Детство-Пресс, 2011. 496 с. 
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты м эксперименты для дошкольником / под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2010. 192 с. (Ребёнок в мире поиска).