Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Чернова Алеся Михайловна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 41 "Планета детства", г. Пятигорск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чернова А.М. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1571765


 

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня развития логического мышления. Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. 

Работая над проблемой развития логического мышления у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средствам являются дидактические игры и логико-математические игры, игровые упражнения занимательного характера, их разнообразная подача способствует эмоциональному воздействию на детей. 

В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами работы. Мне как воспитателю это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:

  • развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста;
  • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • играя в эти игры со своими воспитанниками, незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Я как современный педагог работаю в ногу с инновациями, что предполагает постоянный поиск нестандартных форм организации образовательно-воспитательного процесса. Большое количество игр можно найти на разных интернет-платформах. В своей работе я использую логические игры на липучках, игры пиши-стирай, лабиринты, логические папки, логико-математические игры, музыкально-логические игры, а также игровые упражнения. Также использую ИКТ: создаю презентации включая необходимые занятия, интерактивные игры.  Дидактические игры, задания и упражнения логического содержания, они могут быть и печатными. Наглядность дидактического материала способствует боле успешному усвоению нужных знаний и умений, делает процесс ненавязчивым и интересным. В своей работе с детьми использую данные игры:

Младший дошкольный возраст: «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Длинное-короткое», «Соберем бусы», «Украсим платок», «Узнай и запомни», «Волшебный мешочек».

Средний дошкольный возраст: «Геометрическое лото», «Что перепутал художник», «Найди, что лишнее», «Подбери пару», «Чей силуэт?», «Подбери заплатку к кукольному платью», несложные лабиринты, игры на установление последовательностей «Продолжи узор», «Сделай бусы кукле». 

Старший дошкольный возраст: Интеллектуальные карты, Мнемотаблицы, серии игр с блоками Дьенеша, серии игр с палочками Кюизенера; логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др; Д/и: «Сложи узор», «Сложи из фигур», «Найди закономерность», «Логические таблицы», «Лабиринты», «Противоположности», «Цвет и форма», «Читаем и считаем». «Домино», «Логические цепочки», «Орнамент», «Составь алгоритм», «Придумай предложение», «Кубики историй».

Хотелось бы отметить, что для более эффективного развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого я использую разные формы работы с родителями: анкетирование; консультации о подборе игр по формированию логического мышления: «Математика для дошкольников», «Развитее логического мышления у дошкольников», «Дидактическая игра как средство развития логического мышления», совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр; родительские собрания.

Я считаю, развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.

 

Литература:

  1. Воронина Т.П. Логические игры: лабиринты, загадки, головоломки. М.: Феникс, 2012. (Школа развития)
  2. Ефанова З.А. Развитие мышление. Волгоград: Корифей, 2010.
  3. Серия «Папка Дошкольника». Ребусы. Игры. Головоломки. М.: Солнечные ступеньки, 2016.
  4. Шалаева Г. Большая книга логических игр. М.: АСТ; Слово, 2013.