Князева Елена Александровна
Воспитатель, МБДОУ-детский сад № 9 комбинированного вида г. Орла, г. Орел
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Князева Е.А. Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр для развитии мелкой моторики» (вторая младшая группа) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1570266
Пальчиковая гимнастика – уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики, снятия утомления, а самое главное для развития речи у дошкольников.
Цель пальчиковых гимнастик – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
При использовании пальчиковых игр в деятельности с детьми во главе стоит основной принцип дидактики- переход от простого к сложному: подбор занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для того, чтобы вы лучше познакомились с формами и видами применения пальчиковых игр, мы подготовили для вас наш мастер-класс.
Цель мастер- класса: Ознакомление и углубление знаний педагогов в вопросах применения пальчиковых игр при работе с воспитанниками разных возрастов.
Первое, что вам необходимо знать перед использованием пальчиковых игр – это методика подготовки перед включением их в деятельность:
Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
При проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:
А теперь непосредственно предлагаем вам провести различные виды пальчиковых гимнастик для детей:
Подготавливаемся к гимнастике
Для детей 2-3 лет предлагаем такие пальчиковые игры как:
Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Солнце
Пальцы широко раздвину.
Руки так соединю. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу),
Это солнышко с лучами. (Пальцы раздвинуты в стороны),
Рады все его теплу. (Пошевелить пальцами)
Для более подробного ознакомления с пальчиковой гимнастикой для детей 2-3 лет предлагаем воспитателям младших групп картотеки пальчиковых игр.
Детям 3-4 лет подойдут следующие виды пальчиковой гимнастики:
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Моя семья
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама, Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа, Это – дед.
И у нас разлада нет.
Для педагогов вторых младших и средних групп мы также подготовили картотеки пальчиковых гимнастик.
Познакомим вас с пальчиковой гимнастикой для детей 5-7 лет:
Мир под водой
Посмотри скорей вокруг! (Приставляем ладошку по линии бровей).
Что ты видишь, милый друг? (Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).
Помимо развития мелкой моторики рук через пальчиковые и подвижные игры, вы можете применять определенные виды деятельности, направленные на развитие не только мелкой моторики, но и мышления, в занятии, например, такие:
Манипуляции с предметами:
Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют развитию ребенка всесторонне, укрепляют здоровье, развивают память и речь, позволяют интересно и плодотворно провести время с детьми. Самое главное использовать их постоянно, правильно и следуя основным правилам, которые мы вам предложили.