Активизация творческого потенциала на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

Русина Лидия Васильевна

Учитель русского языка, МКОУ "Белоярская ШИ", с. Белый Яр, Алтайский район, Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Русина Л.В. Активизация творческого потенциала на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1552830


  

Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что в коррекционной школе все больше стали обращаться к личности обучающегося. 

Что же я, как учитель, должна делать на уроках, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у обучающегося интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни? Конечно, это сложно сделать с умственно-отсталыми детьми. Но мы же работаем, чтобы сделать урок интересным, развиваем творческий потенциал обучающихся, применяя различные упражнения и приёмы.

1. Прием «Графический диктант».

На время превращаемся в художников-графиков.

Цель графического диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается линией или геометрической фигурой.

Тема «Род имен прилагательных».

Женский род __ Мужской род / Средний род \

Красивая, солнечный, большое, яркая, голубое, зеленый, пушистое, милая.

Код проверки: ___/ \__\/\___

 

2. Прием «Буквенный диктант».

Применяю часто при изучении новой темы. Тему урока не называю, а даю ученикам задание. Они дают ответы и записывают в тетрадь по чтению только первые буквы слов.

Пример задания при изучении рассказа Тургенева «Муму»

  1. Урок, на котором считают (Математика);
  2. Главная работа ученика (Учеба);
  3. Первое слово, которое произносит ребенок (Мама);
  4. Книга, по которой занимается ученик (Учебник).

3. Прием «Лингвистические угадайки».

- Угадать героя по описанию.

Добрая, ласковая, трудолюбивая, верный друг, смелая, настойчивая.

-Угадать героя по принадлежащим ему вещам.

Меховая шуба, мохнатый малахай, моржовое мясо, вельбот, меховые сапоги, яранга.

4. Прием «Ключевые слова».

Этот прием использую на стадии рефлексии.

Определяю ключевые слова, связанные с темой урока. Записываю их на доске, затем ученики по ним составляют предложения или небольшой рассказ.

Пример: 9 класс М. Горький «Песня о Соколе

Горы, уж, ущелье, свернулся, Сокол, разбитая грудь.

5. Приём «Расшифруй аббревиатуру» можно предлагать ребятам по различным темам уроков. Например, на уроке русского языка после изучения темы «Наречие»: расшифруй аббревиатуру так, чтобы вторым словом в словосочетании было наречие ЖЛ – жить легко, ДМ – думать мудро.

Также на уроках чтения можно использовать аббревиатуру через характеристику героев произведений. Например, прочитав сказку Х.К. Андерсена «Снежная королева», ребята составили аббревиатуру к образу Снежной Королевы (ХЗКСМ – холодная, злая, красивая, сильная, мстительная)

6. Прием «Опора на тестовую форму».

Использую тесты разных видов, но большим успехом пользуются цветные тесты.

Тест по произведению «Ель».

1. Кто автор сказки «Ель»?

А.С. Пушкин, Х.К. Андерсен, М. Зощенко.

2. Где выросла елочка

На поляне, в лесу, в овраге.

3. О чем мечтала елочка?

Вырасти, не расти, стать птицей.

4. Кто рассказал елочке о кораблях?

Аист, ласточки, синички.

5. Кто рассказал елочке о празднике в городе?

Воробьи, аист, заяц.

6. Где поставили елочку?

В зале, в сарае, на улице.

7. Кто наряжал елочку?

Дети, зайцы, слуги и девушки.

8. Какую сказку услышала елочка?

«Думпе-Клумпе», «Иведи-Аведи», Клумпе-Думпе»

9. Куда отнесли елочку после праздника?

На чердак, в лес, в сарай.

10. Кому елочка рассказывала истории?

Зайцам, мышатам, воробьям.

Для ответов у каждого ученика карточка для создания ключа, в которой они закрашивают ответы.

Ключ к тесту.

1 2 3 

Затем показываю правильный ключ, ребята сверяют.

 

Особую трудность для учащихся представляют задания по созданию собственного текста, поэтому творческой работе – изложению, сочинению – должна предшествовать большая подготовительная работа по уточнению и расширению лексического запаса, работа с многозначными словами, синонимами, антонимами. Эффективно для развития речи задание «Расскажи о том, что видишь…». Прошу ученика описать то, что он видит за окном (за спиной, слева, справа от учителя), так, чтобы можно было хорошо представить картину, ничего не упустить из нее.

На уроках русского языка для расширения словарного запаса и развития речи можно применять такие задания

1. Подберите как можно больше слов к данному слову в прямом и переносном значении.

1) разбить сад – разбить чашку

2) горячее сердце – горячий хлеб

3) золотые руки – золотое кольцо

 

2. Постарайтесь найти как можно больше значений следующих слов.

1) фигура 4) ключ

2) вилка 5) ворот

3) зарядка 6) коса

6. Прием «Свободных ассоциаций» (по данным картинкам)

– «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)

– «Продолжи рассказ»

– «Что я? Кто я?»

Описание игры: В игре используется набор карточек на определённую тему (например, цветы, деревья и т.д.) Ученики вытягивают карточку и за ограниченное время записывают название изображённого предмета и на что он похож, что необычного можно увидеть за обыкновенным изображением.

7. Метод «Смысловых единиц».

Метод служит для развития смысловой памяти, мышления, анализ текста или его мини- изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или, о чем) говорится в этом тексте?» и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Практическая значимость представленного опыта работы заключается в следующем: результаты работы могут использоваться не только учителями русского языка и чтения при активизации познавательной деятельности, но также, в переработанном виде, учителями по другим предметам.