Одушевленные и неодушевленные имена существительные (о методической разработке)

Новикова Ирина Александровна
Плеханова Анна Юрьевна
Емельянова Эльмира Ербулатовна

Учитель, методист РРЦ, МБОУ СОШ № 43 г. Белгорода, г. Белгород
Учитель-дефектолог, МБОУ СОШ № 43 г. Белгорода, г. Белгород
Педагог-психолог, МБОУ СОШ № 43 г. Белгорода, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Новикова И.А., Плеханова А.Ю., Емельянова Э.Е. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (о методической разработке) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1525161


  

Преподавая русский язык и литературу по индивидуальному учебному плану детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутистического спектра (далее – дети), нами выявлено, что большое количество речи со стороны взрослых сложно воспринимается детьми, поэтому необходимо адаптировать каждый урок, каждую тему с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся данной категории. 

Хотим представить методическую разработку по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Все нарицательные имена существительные в русском языке делятся на два разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные – на вопрос «что?». Например, «кто?» – мальчик, собака, птица; «что?» – книга, камень, земля. Но как преподнести данный материал ученику, который плохо понимает обращенную речь. В данном случае хорошо работает сортировка и визуальные подсказки. Необходимо подготовить набор карточек с изображением одушевленных и неодушевленных существительных. Так же основную визуальную подсказку в виде таблицы, состоящей из двух колонок. В первой колонке написано слово «одушевленные», ниже вопрос «кто?»; во второй колонке слово «неодушевленные» и вопрос «что?». Под каждой колонкой обязательно оставляем пустые окошки, куда обучающийся будет класть карточку, т.е. сортировать одушевленные и неодушевленные существительные. 

Обучение проходит следующим образом: перед учеником пустая таблица с вопросами, учитель дает любую карточку с изображением существительного, просит назвать, что видит  ребенок и задать к этому слову вопрос «кто?» или «что?». После этого ученик кладет карточку в соответствующее окошко. Если ученик затрудняется подобрать вопрос, то взрослый дает подсказку (может указать на вопрос в карточке или назвать его).

Данный способ гораздо эффективнее, чем объяснение темы устно или механическим записыванием слов. 

Ниже образец карточек, которые можно изготовить самостоятельно, исходя из увлечений обучающегося. 

Литература:

  1. Косински К. Эрготерапия для детей с аутизмом. Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.
  2. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  3. Предметные картинки / Яндекс. URL: https://yandex.ru/images/search?text=предметные%20картинки&from=tabbar  (дата обращения: 02.11.2022).