Сурина Гюзелия Фархатовна
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад 54", г. Салават, Республика Башкортостан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сурина Г.Ф. Родительское собрание в младшей группе "С высоты птичьего полёта" (заседание родительского клуба) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1520590
Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: заседание родительского клуба.
Цель: приглашение родителей к размышлению на темы, связанные с воспитанием детей.
Задачи: предоставить возможность родителям поделиться опытом семейного воспитания; совместно выработать оптимальные формы помощи и общения с ребёнком; способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
Участники: родители, воспитатели, психолог.
Место проведения: помещение группы или музыкальный зал.
План проведения:
1. Вступительный этап:
-приветственное письмо;
-разминка «Я - птица».
2. Основная часть:
-чтение и обсуждение письма;
-анализ ситуаций;
-советы родителям;
-воспоминания детей.
3. Подведение итогов собрания:
-заповеди родителей;
- рефлексия;
- упражнение «Аплодисменты по кругу»
Ход собрания:
I. Подготовительный этап
1. Оформление приглашения на родительское собрание.
2. Подготовка печатных памяток «Советы для родителей», «Правила для родителей»
3. Подготовка оборудования: бумага, кисти, краски для рисования, Ларец,
4. Подготовка слайдов для собрания.
Цитата собрания: «Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями» (М. Драгоманов)
II. Организационный этап
1. Размещение стульев полукругом.
2. Создание эмоционального настроя: включить спокойную музыку.
3. Репетиция художественного номера по теме собрания.
III. Вступительный этап
Воспитатель приветствует родителей.
- А сейчас давайте поприветствуем друг друга, но сделаем это необычным способом, а с помощью приветственного письма.
Приветственное письмо
– Напишите пожалуйста на листочке какое-либо приветствие присутствующим на собрании и положите его в ларец.(Воспитатель собирает приветствия)
– А теперь я их перемешаю, и Вы получите новое приветствие. Прочтите его вслух (родители достают, зачитывают по желанию.) Оставьте его себе на память о нашей сегодняшней встрече.
Тема нашей очередной родительской встречи звучит несколько необычно: «С высоты птичьего полёта». Но прежде чем мы начнём, предлагаю по доброй традиции провести небольшую разминку, которая называется «Я - птица».
Разминка «Я–- птица»
– Представьте себя в образе любой птицы. Расскажите, какая Вы птица, чем она Вас привлекла, как связана с Вашим характером. Свой рассказ можно сопровождать с действиями и движениями, характерными для этой птицы.
IV. Основная часть.
Недавно в журнале я прочла письмо Натальи Третьяковой, которое меня очень заинтересовало. Предлагаю Вам послушать и обсудить фрагменты из этого письма.
Чтение и обсуждение письма.
«Когда-то в одной умной книге я прочитала поразившее меня сравнение матери с птицей, которая летит над дорогой, а там идёт её птенец, ещё не научившийся летать. Мать-птица сверху видит все неровности, ямы, ухабы, камни, встречающиеся её детёнышу на узкой тропинке, которая и вообще-то порой пропадает. И она машет крыльями, кричит, кричит, предостерегая своё дитя от падений, но птенец не слышит её, он идёт, падая в яму, разбивается о камень, теряет тропку, поднимается и вновь идёт»(статья «С птичьего полёта» в журнале «Бабья радость», 2008 год, №2)
– Пожалуйста, выскажите свои суждения по поводу содержания письма. (Родители высказывают своё мнение)
– Согласитесь, ведь в жизни у людей всё так же. Естественное желание матери - предостеречь, уберечь, направить, но дети всё равно идут своим путём, набивая свои шишки, делая ошибки.
– Как же помочь всё-таки детям? (Родители высказывают своё мнение)
– Наверное, главное - не стоит подавлять, подчинять и управлять. Надо просто быть не «над», не «сверху», а рядом. Защищать, любить, принимать ребёнка таким, какой он есть. Приходить на помощь, содействовать, сопровождать, понимать. В таком сотрудничестве и взрослые помогут сами себе научиться терпению и терпимости. Но этому надо захотеть научится!
– Давайте рассмотрим некоторые ситуации из жизни и обсудим их.
Анализ ситуаций.
Ситуация 1.
Мама 3-летнему сыну приказывает: «Убери за собой игрушки», а сама уходит на кухню. Она искренне полагает, что ребёнок способен это сделать самостоятельно, что это для него интересное и желанное занятие. Однако!... Он вроде бы и начинает убирать свои игрушки, но вот наткнулся на какую-то интересную коробочку, вот услышал мяуканье кошки за окном, потом потерял свой тапок...
А Мама? У неё на кухне что-то пригорело, позвонили с работы - что-то там не так, да и вообще она издёргана своими повседневными заботами. Заходит в комнату, спотыкается о разбросанные кубики ну и, конечно, воздаёт сыну «по заслугам», злясь на него и жалея себя. Ребёнок, захлёбываясь слезами, кричит ей в ответ: «Уходи! Ты плохая!». Мама воспринимает его слова как проявление эгоизма, злобы, неблагодарности, раздражается ещё больше и наказывает его уже за эти эмоции.
– Что же произошло на самом деле? (Родители высказывают своё мнение)
Психолог: Мать разрядила на ребёнке собственное напряжение. А если бы она сумела понять своё эмоциональное состояние, то нашла бы другой объект для разрядки. Она не сумела услышать в крике ребёнка обиду и страх, что его не любят, и это чувство у малыша только усугубилось новым наказанием.
Ситуация 2.
Мама с дочкой идут из детского сада. Она торопится, а малышка капризничает. Мама нервничает: «Иди скорее, что ты еле ноги волочишь!» Но дорога к дому действительно далека, и уже хочется пить, а мама недовольна. (Родители высказывают своё мнение.)
Психолог: А ведь настроение (своё и ребёнка) можно поднять и даже прибавить сил, если вообразить себя отважной Элли, которая идёт своим друзьям. И от того, как бодро и решительно она будет шагать, как настойчиво будет добираться к цели (к дому) зависит жизнь её друзей и успех победы над злом. Поверьте, придёт время, когда ребёнок, теряя силы и надежду в борьбе с трудностями, научится сам воодушевлять себя яркими образами - примерами, как это делают многие взрослые.
Ситуация 3.
«... Он у нас такой худенький!».- беспокоится мама и превращает ребёнка в узника каш и котлет. «Она у нас такая бледненькая!» - и заменяет нудными моционами замечательный мир детских игр и забав. Степенная любящая бабушка оберегает внучка от шумных и неугомонных сверстников: «Он так устаёт от других детей!» (Родители высказывают своё мнение)
Воспитатель: Конечно, это примеры крайностей, но давайте признаемся честно, что мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребёнка во всех обыденных мелочах, заставляя его жить по нашим законам и представлениям. И вот тогда при огромном желании взрослых вырастить жизнерадостного, здорового ребёнка получается обратный результат: пассивный, несамостоятельный ребёнок, «неуправляемый» хулиган (уж клеймо-то мы быстро ему приклеим!); неуверенный в себе, озабоченный вечными тревогами и страхами человечек.
Советы родителям
– К нашей встрече мы подготовили добрые советы для родителей, которые находятся в волшебной корзине (сундучке, коробочке)
(Родители по очереди достают по одному совету, не спеша и вдумчиво зачитывают их.)
Воспоминания о детстве
Знаете ли Вы, что воспоминания о детстве очень часто продолжают храниться именно в руках любящих родителей. (Родителям раздаются листочки с воспоминаниями о детстве, которые они зачитывают)
– Мы, взрослые, мудрее, а значит, должны быть терпимее к нашим детям.
V. Подведение итогов собрания.
Чтение воспитателем эссе «Ноктюрн дочери» (смотри: Редченко С.А. «Ноктюрн дочери», воспитатель ДОУ, 2007 №4)
Обсуждение мифа об орле
Высоко в горах жил орёл. Он был сильный, красивый, гордый. Орёл жил в большом гнезде с прекрасной орлицей, и у него было три сына, три прекрасных птенца. Он защищал их от снега и ветра, от дождя и солнца. Всегда приносил им свежее мясо и чистую воду. И вот в один прекрасный день орёл понял, что его дети выросли. Тогда он взял в когти старшего сына – любимца своей матери, взлетел с ним над пропастью и сказал: «О, мой старший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?» - «Не отпускай меня, я буду приносить тебе еду»,-сказал старший сын. И орёл разжал когти. Тогда он вернулся в гнездо, взял второго сына, своего любимца, и взлетел с ним над пропастью. И спросил: «О, мой средний сын, самый любимый, что ты будешь делать, когда я стану старым и немощным, а ты молодым и сильным?» - «Я буду приносить тебе воду и мясо и сделаю, что ты захочешь», - ответил средний сын. И орёл разжал когти. Затем он вернулся в гнездо и взял последнего, третьего сына и взлетел с ним над пропастью. И тот же задал вопрос: «О, мой младший сын, что ты будешь делать, когда я стану старым и немощным, а ты молодой и сильным?», - «У меня будет самое большое гнездо, прекрасная орлица, маленькие орлята, и что бы ты ни сделал сейчас, в этом гнезде всегда будет место для тебя, мой отец».
Заповеди родителей
(Родителям выдаётся текст, который они зачитывают по очереди)
Родители сами должны захотеть измениться и перестать дёргать малыша по пустякам. Быть хорошими, умными родителями – это труд, и этому надо учиться. И труд должен быть радостным, ведь это ваш ребёнок: любите его, любите в эту минуту, всегда и везде!
Рефлексия
Вариант 1. «Мудрец»
Опыт показывает, что в трудных ситуациях лучший советник для себя самого – вы сами, точнее ваше подсознательное «я». Как же спросить совета у собственного «я»?
Займите удобную позу. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. тёплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезают напряжение в области затылка, исчезает складка на лбу, разжимаются губы, опускаются плечи, освобождаются плечи и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и удовлетворённого собой, своей жизнью, профессией, детьми человека.
Теперь представьте поляну, на ней – большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом.
Вариант 2. Родители высказывают своё мнение о проведённой встрече, пожелания.
Вариант 3. Выступления осуществляются по ролевому принципу: «Если бы я был ведущим встречи…», «Если бы я наблюдал за встречей со стороны….» и др.)
– Скажите, что чувствует артист после концерта, когда ему аплодируют? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только на слух, но и всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру. Становитесь в общий круг. Сейчас мы будем дарить друг другу аплодисменты.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
(Воспитатель подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующих участников, которые также получают свою порцию аплодисментов, - они оба подходят, встают перед ними и аплодируют. Затем уже эта четвёрка выбирает следующих партнёров. Таким образом игра продолжается, а овации становятся всё громче и громче. Важно не только услышать овации, но и почувствовать их всей душой.)
(В качестве решения собрания родителям раздаётся памятка «Самые важные вещи, которым родители могут научить маленького ребёнка»
– Благодарю вас за активное участие. Надеюсь, что вы услышали много полезного для себя. Большинство из вас призадумаются, а правильно ли они поступают со своими детьми. Успехов вам в воспитании детей. До новых встреч!