Оригами

Федореева Олеся Петровна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 122, г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Федореева О.П. Оригами // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1520577


  

Задачи: Прививать трудолюбие и умение при изготовлении изделия. Воспитывать творческую активность

Цель: Развитие: мелкой моторики у детей, развитие пространственного мышления. 

 

Оригамидревнее искусство создания фигурок из бумаги. Даже сложно представить, какое количество разнообразных творений могут создать мастера оригами: от цветов и птиц до динозавров. Неудивительно, что оно так популярно за пределами своей родиныЯпонии.

Искусство оригамизнакомо каждому из детства, каждый будучи ребенком делал все возможные фигурки из бумаги: кораблики, самолетики, бомбочки, тюльпаны. Не каждый знал, что это называетсяоригами. 

Бумагапервый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главноебезгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагатона доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка [3].

Существуют различные техники и виды оригами:

  • Классический вид оригамипредставляет складывание квадратного листа бумаги в фигурку, не используя при этом ножницы и клей.
  • Модульное оригамисобирание сложных конструкций из отдельных деталей.
  • Кусудамаразновидность модульного оригами. Сутью техники является собирание фигурок шарообразной формы из конусовидных бумажных деталей. Чтобы собрать конечную фигурку, детали обычно просто сшиваются. 
  • Простой способиспользование складок «долиной» и «горой». Так можно облегчить создание оригами для детей дошкольного возраста и людей, которые имеют ограниченные двигательные способности.
  • Складывание по Паттернуприменяется с использованием чертежа, который создается заранее. На схеме отмечаются все складки. При создании новых моделей используют именно Паттерны.
  • Влажное складываниеблагодаря смачиванию бумаги при ее складывании линии получаются достаточно плавные. Этот вариант предпочтителен для создания цветов, животных. 

Для изготовления оригами издано большое количество литературы, а также издаются учебники по технике оригами. На просторах интернета есть обучающие сайты с видео материалами и просто схемами для изучения техники оригами самостоятельно. 

В качестве примера на рисунке 1 изображена по этапная простая схема сборки собачки. 

РисунокСхема сборки собачки [5].

Педагоги подметили, что оригами [4]:

  1. Развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации,
  2. Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;
  3. Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  4. Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной;
  5. Учит концентрации внимания;
  6. Развивает уверенность в собственных силах,
  7. Развивает коммуникативные способности;
  8. Развивает творческие способности и исследовательские навыки;
  9. Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Занятия оригами помогают лучше подготовить ребенка к школе. Педагоги, которые проводят занятия по оригами в детских садах, школах и кружках, считают, что такие занятия помогают детям лучше осваивать математику и чтение, у них также улучшают почерк. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями, такими как сторона, угол, квадрат, треугольник, одновременно их словарь обогащается специальными терминами, активизируются мыслительные процессы. А в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словестными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Таким образом, развивается логика мышления.

Исследования показали, что оригами [4]:

  1. Способствует повышению активности левого и правого полушарий;
  2. Активизирует творческое мышление;
  3. Повышает интеллектуальные способности;
  4. Развивает пространственное воображение;
  5. Стабилизирует психоэмоциональное состояние;
  6. Снижает тревожность;
  7. Развивает навыки мелких точных движений пальцев рук;
  8. Улучшает глазомер.

Занятие оригами развивают интеллектуальные способности у детей. Так как для выполнения данной работы требуется концентрация внимания и сосредоточенность. Эти занятия стимулируют развитие памяти. Для изготовления поделок ребенок запоминает последовательность действий для ее изготовления, а также способы и приемы складывания поделки.

 

Литература:

  1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. СПб.: Кристалл. 2001.
  2. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. М.: Школьная Пресса, 2005.
  3. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2007.
  4. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2004.
  5. Яковлева Е.В. Чем полезно оригами // Педагогика: традиции инновации: материалы VIII Международной научной конференции Челябинск 2017. Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 59-63.