Овсиенко Вера Федоровна
Учитель-дефектолог, ГБОУ СОШ № 13 СП "Детский сад № 29 "Кораблик", г.о.Чапаевск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Овсиенко В.Ф. Инновационные подходы в речевом развитии дошкольников с ЗПР по средствам конструирования // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1519469
Речевое развитие дошкольника чрезвычайно важно и является мощным фактором и стимулом в развитии.
Одним из современных средств, развития речевой активности дошкольников, и речетворческой деятельности, является конструирование.
Использование конструктора в деятельности детей способствует развитию познавательной сферы дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что благоприятно влияет на речевую активность.
Конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Применение конструктора в работе с детьми сделает процесс обучения более результативным.
В процессе конструирования используются разные виды конструкторов, многообразие деталей. В ходе работы дети запоминают название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует обогащению словаря детей: существительными, прилагательными, наречиями, предлогами.
В план работы включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Герои сказок», «Мой город».
Используется определенный алгоритм обучения конструированию, педагог постоянно обращает внимание на речевую деятельность детей:
На основе воображения детей, можно, записать и зарисовать словарь конструирования, где дети придумывают названия деталей (качели, клювик, сапожок и др.) Организуются игры "На что похоже?", "Назови детальку."
Какие же приемы работы с конструктором можем выделить:
Работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
Важным условием для развития повествовательной речи является умение составлять рассказы. Педагог помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи.
Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным для детей, применяется конструктор LEGO «Построй свою историю». Он является практическим средством, совместной работы воспитанников при создании и пересказе истории с использованием деталей и фигур LEGO. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. Дети активно вовлекаются в процесс обучения, у них есть масса возможностей рассказать свои истории. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи при помощи конструктора LEGO «Построй свою историю» строится на модели четырех вопросов:
– О ком это? Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа.
-–Где это происходит? Этот вопрос побуждает придумать подходящее место действия.
– Когда это будет происходить? Этот вопрос побуждает подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.
– Что произошло? Этот вопрос побуждает сосредоточиться на описании сюжета событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности.
Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, расставить фигурки героев, дополнительные детали, затем приступить к придумыванию истории.
В рамках коррекционно-логопедической работы по формированию навыка рассказывания можно отметить, что применение конструкторов мотивирует речевую деятельность детей, усиливает заинтересованность, позволяет моделировать реальные явления и события, что оказывает положительное влияние на развитие всех сторон речи.
Литература: