Инновационные подходы в речевом развитии дошкольников с ЗПР по средствам конструирования

Овсиенко Вера Федоровна

Учитель-дефектолог, ГБОУ СОШ № 13 СП "Детский сад № 29 "Кораблик", г.о.Чапаевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овсиенко В.Ф. Инновационные подходы в речевом развитии дошкольников с ЗПР по средствам конструирования // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1519469


  

Речевое развитие дошкольника чрезвычайно важно и является мощным фактором и стимулом в развитии. 

Одним из современных средств, развития речевой активности дошкольников, и речетворческой деятельности, является конструирование.

Использование конструктора в деятельности детей способствует развитию познавательной сферы дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что благоприятно влияет на речевую активность.

Конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Применение конструктора в работе с детьми сделает процесс обучения более результативным. 

В процессе конструирования используются разные виды конструкторов, многообразие деталей. В ходе работы дети запоминают название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует обогащению словаря детей: существительными, прилагательными, наречиями, предлогами.

В план работы включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Герои сказок», «Мой город».

Используется определенный алгоритм обучения конструированию, педагог постоянно обращает внимание на речевую деятельность детей:

  • называние деталей строительного материала. (кубик, кирпичик, пирамида, пластина).
  • оречевление способов соединения деталей (стопкой, внахлест, cтупенчатое).

На основе воображения детей, можно, записать и зарисовать словарь конструирования, где дети придумывают названия деталей (качели, клювик, сапожок и др.) Организуются игры "На что похоже?", "Назови детальку." 

  • проведение игр и игровых и упражнений с постройками из конструктора, как по выбору детей, так и по лексическим темам. «Чудодерево», «Что, растет в саду (огороде), «Ты мне, я тебе», «Сложи по образцу» и др.

Какие же приемы работы с конструктором можем выделить: 

  1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как игровой момент занятия использовать письмо-схему, которую принес сказочный геройребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звукопроизношением.
  2. Конструирование по теме. Эта форма может применяться на этапах автоматизации звука в словах и фразах, что позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
  3. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.
  4. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Важным условием для развития повествовательной речи является умение составлять рассказы. Педагог помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи. 

Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным для детей, применяется конструктор LEGO «Построй свою историю». Он является практическим средством, совместной работы воспитанников при создании и пересказе истории с использованием деталей и фигур LEGO. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. Дети активно вовлекаются в процесс обучения, у них есть масса возможностей рассказать свои истории. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки. 

Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи при помощи конструктора LEGO «Построй свою историю» строится на модели четырех вопросов: 

О ком это? Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа. 

-–Где это происходит? Этот вопрос побуждает придумать подходящее место действия. 

Когда это будет происходить? Этот вопрос побуждает подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе. 

Что произошло? Этот вопрос побуждает сосредоточиться на описании сюжета событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности. 

Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, расставить фигурки героев, дополнительные детали, затем приступить к придумыванию истории.

В рамках коррекционно-логопедической работы по формированию навыка рассказывания можно отметить, что применение конструкторов мотивирует речевую деятельность детей, усиливает заинтересованность, позволяет моделировать реальные явления и события, что оказывает положительное влияние на развитие всех сторон речи.

 

Литература:

  1. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Т.Д. Барменкова; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.М., 1996. С. 6
  2. Баряева Л.Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения рассказыванию по картине / Л.Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. 2006. № 2(11). C. 4-13.
  3. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология: научно-методический журнал. 1990. 6. С. 63-70.
  4. Журавлева Ж.И. Особенности развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи. М..: Перо, 2011. 82 с.
  5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. 143 с.
  6. Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + ПЕДАГОГИКА = LEGO DACTA // Информатика и образование, 1996, № 3. С. 137-150.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб: Детство-пресс, 2007. 559 c.
  8. Канищева Н.В., Синегубова Ю.В., Попова О.А., Пенкина Н.И. Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г.: в 2-х ч. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/105-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-rechevi (дата обращения: 27.10.2022).
  9. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Карапуз, 1999. 240 с.