Юные экономисты: конспект НОД (познавательное развитие) в подготовительной к школе группе (возраст детей 6-7 лет), раздел: «Азы финансовой культуры»

Акишева Елена Александрова

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад "Ромашка", г. Советский, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Акишева Е.А. Юные экономисты: конспект НОД (познавательное развитие) в подготовительной к школе группе (возраст детей 6-7 лет), раздел: «Азы финансовой культуры» // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1519866


  ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи


 

Введение

Данная НОД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возрастаэто новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значитстроить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать первичные финансово-экономические представления; закреплять с детьми название денег своей страны; расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; формировать умения выражать свои мысли и анализировать, формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом; закреплять умение выполнять математические вычисления; опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие: развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные: воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Формы организации детей: подгрупповая.

Предварительная работа: беседы на темы: «Откуда деньги пришли?», «Беседы об экономике», сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Еву К., Станислава Г., Романа Л: закреплять умение выполнять математические вычисления

Словарная работа: активизировать словарный запас детей по теме НОД: экономика, экономный, семейный бюджет, цена, деньги (купюры и монеты).

Оборудование: мультимедийная установка.

Демонстрационный материал: ИКТ, мольберт, карта для внесения результатов опытов, тарелка с водой, кошельки, железная монета, ракушки, бумажная купюра, магазин с товарами, шкатулка с сюрпризом.

Раздаточный материал: цифры от 1 до 10-ти, настоящие и ненастоящие деньги разного достоинства (купюры: 50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей), копилки, жетоны.

Методы и приемы: наглядныйпрезентация на тему: «Школа экономики», словесный –художественное слово, вопросы; игровойигровая мотивация «Путешествие в школу экономики», физическая минутка; речевая игра «Для чего нам нужны деньги?», познавательная игра «Магазин»; практическийпрактическое задание «Подсчитайте семейный бюджет»; практическое упражнение «Найди российские деньги»; проведение экспериментальной деятельности.

Предварительный результат: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике, семейном бюджете.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Введение в тему.

- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика?это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

2. Основная часть.

Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «Экономики». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи. Хотите побывать в школе экономики? (ответы детей).

Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно взять жетоны с номерами, закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.

- Открываем глаза. Вот мы и в школе. (на экране заставка «Школа экономики»)

Воспитатель демонстрирует копилку.

Воспитатель:

- Ребята, что это такое? Для чего нужна копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги. 

Воспитатель: Молодцы. У вас есть цифры-жетоны, выберите себе пару по цифре и присаживайтесь за стол, пронумерованный, такой же цифрой (дети присаживаются за столы).

Беседа «Семейный бюджет»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги?

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Воспитатель поясняет: Зарплатаэто деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.  А кто еще является членом семьи?

Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами? Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают –пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. 

Воспитатель: А дети, могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей).

Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет.  Сегодня вы будете тоже зарабатывать деньги, за каждый правильный ответ будете получать монету и складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Согласны? Итак, слушайте задание.

Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет».

Воспитатель: Папа зарабатывает 3 рубля. Мама зарабатывает 2 рубля. Сколько всего зарабатывают родители?  Выложите на столе нужное число-ответ. (Дети выполняют математическое вычисление, получают монету за правильное вычисление). 

Практическое упражнение «Найди российские деньги».

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?

Воспитатель: А, за покупками, в магазин с чем ходят?

- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими деньгами можно идти в наши магазины. (дети рассматривают деньги разных стран и находят российские рубли)

- Как называются наши деньги? (Рубль).

Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?

Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Воспитатель: А, давайте мы это проверим? Приглашаю вас в экономическую лабораторию. Напомните мне правилакак надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте, вывод: плюс монетке.

А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюрубумажку. Что тяжелее?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.

4. Эксперимент: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой). Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют и делают вывод.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Воспитатель: А, что значит ничья?

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Ребята, что кроме денег можно использовать при оплате?

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.

Воспитатель: Ребята, а сейчас переменка в школе экономики.

Физминутка «Мы устали чуточку….»

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон. Прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

...

 


  ПРИЛОЖЕНИЕ: полная версия статьи