Чемоданчик домовенка Кузи: конспект НОД (познавательное развитие) для старшей группы «Солнышко» компенсирующей направленности для детей с ТНР (5 – 6 лет)

Баланеску Олеся Андреевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад "Ромашка", г. Советский, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баланеску О.А. Чемоданчик домовенка Кузи: конспект НОД (познавательное развитие) для старшей группы «Солнышко» компенсирующей направленности для детей с ТНР (5 – 6 лет) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1519859


  

Новизна: новизна данной непрерывной образовательной деятельности заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность: экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возрастакогда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Данное занятие разработано с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников (дети с тяжелым нарушением речи; дети с задержкой психического развития); с учетом реализации образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности детей с сентября 2022 года (первый год обучения).

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие:

познакомить с понятием «деньги», «монета», «купюра», с дальнейшим применением понятий в сюжетно – ролевых играх: «Торговый центр», «Магазин», «Ярмарка», «Давай поменяемся», «Что откуда берется?», «Кто кем работает»; в дидактических играх: «Что продается в магазине?», «Подбери монету к товару», «Разложим товар», «Купи подарок другу», «Помоги семье купить продукты».

Развивающие:

  • развивать умения находить отличительные признаки между монетой и купюрой;
  • развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей: 

  • социально-коммуникативное развитие (беседа, сюрпризный момент, рефлексия)
  • физическое развитие (физкультминутка)
  • речевое развитие (словесная игра: «Что нельзя купить за деньги», живое общение)
  • познавательное развитие (игра: «Собери целое», игра: «Найди пару»)
  • художественно-эстетическое развитие (организационный момент)

Ожидаемые результаты:

  • дети приобретают первичный финансовый опыт.
  • родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Условия применения:

В старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи компенсирующей направленности «Солнышко» был создан центр «Азы финансовой грамотности». Пополнили центр лэпбуками: «Финансовая грамотность – Банк», «Реклама». Был создан финансовый альбом; игра - альбом: «Идем в магазин»; создан макет: «Банк», 3 Д альбом «История денег». Пополнен центр «Сюжетно – ролевых игр»: сюжетно – ролевая игра: «Банк», «Магазин», «Туристическое агентство». А также была разработана картотека дидактических игр: «Четвертый лишний», «Разложи товар», «Подбери монету к товару», «Идем в магазин». Оформлена настольно – печатная игра лото: «Товары и услуги».

Оценка эффективности:

Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего занятия. 

Словарная работа: расширение словаря детей новыми понятиями: деньги, монета, купюра.

Предварительная работа:

  • с детьми проведены беседы на тему: «Деньги», «Где можно заработать деньги»; просмотр мультфильма «Уроки совы – что такое деньги», «Домовёнок Кузя»; рассматривание купюр и монет; чтение произведения К. Чуковского «Муха цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал»; рассматривание альбома: «Предприятия города, Советский», «Современные профессии»; игра: «Скажи наоборот».
  • с родителями проведены консультации по темам: «Формирование основ финансовой грамотности у детей с тяжелым нарушением речи дошкольного возраста»; «Как обучить детей финансовой грамотности»; «Знакомим ребенка с семейным бюджетом».

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, видеокамера

Демонстрационный материал: чемодан, копилка, мяч, бубен

Раздаточный материал: купюры, монеты, разрезные купюры, монеты, сладкое угощение в виде монет.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся в ответах.

 

Ход НОД

1. Организационный момент. 

Установление доверительного контакта.

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Мотивация. Введение в тему.

Стоит журнальный столик, за ним спрятан чемодан.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в группу, и посмотрите, что я нашла. Как вы думаете, что это такое? (чемодан).

Воспитатель предлагает детям подойти к журнальному столику с чемоданом.

Давайте откроем чемодан и посмотрим, что в нем лежит.

Открываем чемодан, сверху лежит письмо. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежат разнообразные предметы, а сверху лежит письмо. Как вы думаете, от кого, может быть это письмо? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю письмо, и мы узнаем, кто нам его написал.

Дети садятся на стульчики, воспитатель читает письмо:

– Здравствуйте ребята! Пишет вам домовенок Кузя. Мой друг Нафаня, подарил мне чемодан, а в чемодане очень много предметов, неизвестных мне. Помогите мне ребята, узнать, что это за предметы и для чего они нужны.

Воспитатель: Поможем ребята Кузе? (да). Но как же это сделать, его же с нами нет? (ответы детей). Молодцы ребята! Очень много вариантов вы предложили. А я вам предлагаю записать ответ на видео. Посмотрите вот у меня и видеокамера для этого есть. Давайте её установим.

Воспитатель устанавливает видеокамеру для записи объяснений детей, для чего нужны предметы, находящиеся в чемодане.

Воспитатель: Видеокамеру установили, включаем видеозапись. Кузя, привет! Мы с ребятами прочитали твое письмо, и обязательно тебе поможем узнать, что за предметы лежат в твоем чемодане и для чего они нужны.

2. Основная часть

Воспитатель: Ну что, предлагаю открыть чемодан Кузи.

Воспитатель открывает чемодан и достает копилку (чемодан закрывает).

Ребята, что это за предмет? (копилка)

-–Давайте хором скажем и прохлопаем слово: КО-ПИЛ-КА

Денис, повтори - копилка

Для чего нужна копилка? (копилка необходима для того, чтобы копить в ней деньги).

Скажите, откуда человек берет деньги? (человеку платят за труд, человек их зарабатывают). 

Для чего нужны деньги? (для покупки игрушек, для покупки продуктов, для покупки одежды, для покупки мебели, для оплаты коммунальных услуг: свет, вода, интернет, телефон, телевизор; для покупки машины и т.д.).

Какие бывают деньги? (бумажные и металлические).

Интересно ли вам узнать о деньгах еще больше? (да). 

Ребята, пройдем к столам.

Воспитатель берет чемодан, копилку и вместе с детьми проходят к столам, затем открывает копилку и высыпает все содержимое копилки на стол:

Ребята, что это? (деньги). 

Давайте проговорим и прохлопаем слово: ДЕНЬ-ГИ

Даниил, повтори: деньги

Воспитатель показывает монеты.

Как называют такие деньги? (монеты). 

Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: МО-НЕ-ТЫ

Захар, повтори слово: монеты

Какие они? (круглые, металлические, железные, тяжелые).

Воспитатель показывает бумажные купюры. 

Ребята, а это что? (тоже деньги). 

Какие они? (бумажные, прямоугольные, легкие). Такие деньги называют купюрами (обращение в видеокамеру).

Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: КУ-ПЮ-РЫ

Молодцы! Давайте монеты и купюры соберем в копилку.

Юля, повтори слово: купюры

Молодцы!

Давайте достанем из чемодана, следующий предмет.

Воспитатель из чемодана достает большой конверт.

Воспитатель: Посмотрите, у Кузи в чемодане в большом конверте рассыпались деньги. Давайте их соберем.

Игра: «Собери целое»

Дети собирают из частей целое: монеты, купюры.

Я думаю, что Кузя теперь знает, что деньги бывают разные. Молодцы! 

Давайте достанем из чемодана следующий предмет.

Воспитатель достает мяч

Чтобы Кузя хорошо запомнил, что деньги бывают разные, поиграем в игру с мячом, «Скажи наоборот». 

Я буду вам бросать мяч, и задавать вопрос, а вы должны, бросить мне, обратно мяч с ответом.

Монета круглая, а купюра …

Купюра бумажная, а монета …

Монета звенит, а купюра …

Монета металлическая, а купюра…

Молодцы! Ну а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка с использованием ИКТ «Домовёнок»

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Воспитатель вместе с чемоданом идет садиться на стул. Чемодан ставит рядом с собой.

Воспитатель: Интересно, знает ли Кузя, что нельзя купить за деньги?  Давайте поиграем в словесную игру: «Что нельзя купить за деньги?».

Воспитатель: Я буду называть слова, если это можно купить за деньги – хлопайте, а если нет – топайте (машина, мебель, хлеб, дом, ум, телефон, фрукты, дружба, овощи, игрушки, конфеты, здоровье, молоко, семья, вежливость, книги).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель перед детьми ставит чемодан, на журнальный столик.

Воспитатель: В чем мы носим деньги? (в кошельке). 

Воспитатель открывает чемодан, достаёт из чемодана кошелёк и демонстрирует его.

Беседа:

Ребята, что это за предмет, я достала из чемодана Кузи? (ответы детей)

Давайте посмотрим, что есть в кошельке: в кошельке есть отделы, в них хранят купюры, монеты.

Воспитатель: Давайте посмотрим следующий предмет в чемодане.

Воспитатель достает из чемодана большие монеты, купюры и бубен

Воспитатель: Кузя предлагает поиграть в игру: «Найди пару».

Я вам раздам купюры и монеты, пока играет бубен, вы двигаетесь по группе. Как бубен останавливается, каждый ищет себе пару (монета к монете, купюра к купюре).

Молодцы! 

Давайте присядем на свои стульчики.

Педагог предлагает подойти одному ребенку к журнальному столику и посмотреть, все ли предметы достали из чемодана. 

Ребенок: В чемодане еще одно письмо. 

Воспитатель: Это письмо от Кузи! Давайте его прочтем.

Воспитатель читает письмо от Кузи.

Дорогие ребята, заранее спасибо за полученные знания, чемоданчик заберу позже. 

Воспитатель: Ну что ребята, предметы в чемодане закончились, можно выключить видеокамеру и положить ее в чемодан. 

Педагог кладет видеокамеру в чемодан и закрывает его.

3. Итог. Рефлексия:

Воспитатель: Давайте вспомним, что же было в чемодане? (ответы детей). Для чего нужна копилка? Какие бывают деньги? Что было самым сложным? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего? Вы сегодня лучшие! А ещё, Кузя передал мешочек со сладкими монетами, это от него для вас угощения.

Воспитатель раздает сладкие монеты детям. Дети благодарят за угощения.

Воспитатель: Ну что, на этом наше интересное занятие закончилось. Всем спасибо, до свидания!

 

Литература:

  1. Ахметшина Г.К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост. Г.К. Ахметшина, И.В. Воробьев, А.С. Щукин. Казань, 2007. 255 с.
  2. Блохина О.А., Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО // Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9.
  4. Горяев А.Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие / авт.-сост. А.Е. Горяев, В.В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2016. 272 с.
  5. Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
  7. Ларева Н.И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов / Н.И. Ларева. М.: ИНФРА-М, 2014. 102 с.
  8. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
  9. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах. М.: Вита-Пресс, 2019 (Занимательные финансы. Азы для дошкольников).
  10. Стахович Л.В., Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем». М.: Вита-Пресс, 2019 (Занимательные финансы. Азы для дошкольников).
  11. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Минск: Выш. шк., 2007. 48 с.