Баланеску Олеся Андреевна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад "Ромашка", г. Советский, ХМАО - Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Баланеску О.А. Чемоданчик домовенка Кузи: конспект НОД (познавательное развитие) для старшей группы «Солнышко» компенсирующей направленности для детей с ТНР (5 – 6 лет) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1519859
Новизна: новизна данной непрерывной образовательной деятельности заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность: экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Данное занятие разработано с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников (дети с тяжелым нарушением речи; дети с задержкой психического развития); с учетом реализации образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности детей с сентября 2022 года (первый год обучения).
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с понятием «деньги», «монета», «купюра», с дальнейшим применением понятий в сюжетно – ролевых играх: «Торговый центр», «Магазин», «Ярмарка», «Давай поменяемся», «Что откуда берется?», «Кто кем работает»; в дидактических играх: «Что продается в магазине?», «Подбери монету к товару», «Разложим товар», «Купи подарок другу», «Помоги семье купить продукты».
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей:
Ожидаемые результаты:
Условия применения:
В старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи компенсирующей направленности «Солнышко» был создан центр «Азы финансовой грамотности». Пополнили центр лэпбуками: «Финансовая грамотность – Банк», «Реклама». Был создан финансовый альбом; игра - альбом: «Идем в магазин»; создан макет: «Банк», 3 Д альбом «История денег». Пополнен центр «Сюжетно – ролевых игр»: сюжетно – ролевая игра: «Банк», «Магазин», «Туристическое агентство». А также была разработана картотека дидактических игр: «Четвертый лишний», «Разложи товар», «Подбери монету к товару», «Идем в магазин». Оформлена настольно – печатная игра лото: «Товары и услуги».
Оценка эффективности:
Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего занятия.
Словарная работа: расширение словаря детей новыми понятиями: деньги, монета, купюра.
Предварительная работа:
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, видеокамера
Демонстрационный материал: чемодан, копилка, мяч, бубен
Раздаточный материал: купюры, монеты, разрезные купюры, монеты, сладкое угощение в виде монет.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся в ответах.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Установление доверительного контакта.
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся!
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Мотивация. Введение в тему.
Стоит журнальный столик, за ним спрятан чемодан.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в группу, и посмотрите, что я нашла. Как вы думаете, что это такое? (чемодан).
Воспитатель предлагает детям подойти к журнальному столику с чемоданом.
–Давайте откроем чемодан и посмотрим, что в нем лежит.
Открываем чемодан, сверху лежит письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежат разнообразные предметы, а сверху лежит письмо. Как вы думаете, от кого, может быть это письмо? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю письмо, и мы узнаем, кто нам его написал.
Дети садятся на стульчики, воспитатель читает письмо:
– Здравствуйте ребята! Пишет вам домовенок Кузя. Мой друг Нафаня, подарил мне чемодан, а в чемодане очень много предметов, неизвестных мне. Помогите мне ребята, узнать, что это за предметы и для чего они нужны.
Воспитатель: Поможем ребята Кузе? (да). Но как же это сделать, его же с нами нет? (ответы детей). Молодцы ребята! Очень много вариантов вы предложили. А я вам предлагаю записать ответ на видео. Посмотрите вот у меня и видеокамера для этого есть. Давайте её установим.
Воспитатель устанавливает видеокамеру для записи объяснений детей, для чего нужны предметы, находящиеся в чемодане.
Воспитатель: Видеокамеру установили, включаем видеозапись. Кузя, привет! Мы с ребятами прочитали твое письмо, и обязательно тебе поможем узнать, что за предметы лежат в твоем чемодане и для чего они нужны.
2. Основная часть
Воспитатель: Ну что, предлагаю открыть чемодан Кузи.
Воспитатель открывает чемодан и достает копилку (чемодан закрывает).
– Ребята, что это за предмет? (копилка)
-–Давайте хором скажем и прохлопаем слово: КО-ПИЛ-КА
– Денис, повтори - копилка
– Для чего нужна копилка? (копилка необходима для того, чтобы копить в ней деньги).
– Скажите, откуда человек берет деньги? (человеку платят за труд, человек их зарабатывают).
– Для чего нужны деньги? (для покупки игрушек, для покупки продуктов, для покупки одежды, для покупки мебели, для оплаты коммунальных услуг: свет, вода, интернет, телефон, телевизор; для покупки машины и т.д.).
– Какие бывают деньги? (бумажные и металлические).
– Интересно ли вам узнать о деньгах еще больше? (да).
– Ребята, пройдем к столам.
Воспитатель берет чемодан, копилку и вместе с детьми проходят к столам, затем открывает копилку и высыпает все содержимое копилки на стол:
– Ребята, что это? (деньги).
– Давайте проговорим и прохлопаем слово: ДЕНЬ-ГИ
– Даниил, повтори: деньги
Воспитатель показывает монеты.
– Как называют такие деньги? (монеты).
–Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: МО-НЕ-ТЫ
– Захар, повтори слово: монеты
– Какие они? (круглые, металлические, железные, тяжелые).
Воспитатель показывает бумажные купюры.
– Ребята, а это что? (тоже деньги).
– Какие они? (бумажные, прямоугольные, легкие). Такие деньги называют купюрами (обращение в видеокамеру).
–Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: КУ-ПЮ-РЫ
– Молодцы! Давайте монеты и купюры соберем в копилку.
– Юля, повтори слово: купюры
– Молодцы!
– Давайте достанем из чемодана, следующий предмет.
Воспитатель из чемодана достает большой конверт.
Воспитатель: Посмотрите, у Кузи в чемодане в большом конверте рассыпались деньги. Давайте их соберем.
Игра: «Собери целое»
Дети собирают из частей целое: монеты, купюры.
– Я думаю, что Кузя теперь знает, что деньги бывают разные. Молодцы!
– Давайте достанем из чемодана следующий предмет.
Воспитатель достает мяч
– Чтобы Кузя хорошо запомнил, что деньги бывают разные, поиграем в игру с мячом, «Скажи наоборот».
– Я буду вам бросать мяч, и задавать вопрос, а вы должны, бросить мне, обратно мяч с ответом.
Монета круглая, а купюра …
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра …
Монета металлическая, а купюра…
– Молодцы! Ну а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка с использованием ИКТ «Домовёнок»
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Воспитатель вместе с чемоданом идет садиться на стул. Чемодан ставит рядом с собой.
Воспитатель: Интересно, знает ли Кузя, что нельзя купить за деньги? Давайте поиграем в словесную игру: «Что нельзя купить за деньги?».
Воспитатель: Я буду называть слова, если это можно купить за деньги – хлопайте, а если нет – топайте (машина, мебель, хлеб, дом, ум, телефон, фрукты, дружба, овощи, игрушки, конфеты, здоровье, молоко, семья, вежливость, книги).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель перед детьми ставит чемодан, на журнальный столик.
Воспитатель: В чем мы носим деньги? (в кошельке).
Воспитатель открывает чемодан, достаёт из чемодана кошелёк и демонстрирует его.
Беседа:
– Ребята, что это за предмет, я достала из чемодана Кузи? (ответы детей)
– Давайте посмотрим, что есть в кошельке: в кошельке есть отделы, в них хранят купюры, монеты.
Воспитатель: Давайте посмотрим следующий предмет в чемодане.
Воспитатель достает из чемодана большие монеты, купюры и бубен
Воспитатель: Кузя предлагает поиграть в игру: «Найди пару».
Я вам раздам купюры и монеты, пока играет бубен, вы двигаетесь по группе. Как бубен останавливается, каждый ищет себе пару (монета к монете, купюра к купюре).
– Молодцы!
– Давайте присядем на свои стульчики.
Педагог предлагает подойти одному ребенку к журнальному столику и посмотреть, все ли предметы достали из чемодана.
Ребенок: В чемодане еще одно письмо.
Воспитатель: Это письмо от Кузи! Давайте его прочтем.
Воспитатель читает письмо от Кузи.
– Дорогие ребята, заранее спасибо за полученные знания, чемоданчик заберу позже.
Воспитатель: Ну что ребята, предметы в чемодане закончились, можно выключить видеокамеру и положить ее в чемодан.
Педагог кладет видеокамеру в чемодан и закрывает его.
3. Итог. Рефлексия:
Воспитатель: Давайте вспомним, что же было в чемодане? (ответы детей). Для чего нужна копилка? Какие бывают деньги? Что было самым сложным? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего? Вы сегодня лучшие! А ещё, Кузя передал мешочек со сладкими монетами, это от него для вас угощения.
Воспитатель раздает сладкие монеты детям. Дети благодарят за угощения.
Воспитатель: Ну что, на этом наше интересное занятие закончилось. Всем спасибо, до свидания!
Литература: