Мунирова Лэйсана Гимазетдиновна
Воспитатель, МАДОУ д/с "Родничок", г. Советский, ХМАО - Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мунирова Л.Г. Проект во второй группе детей раннего возраста "Мой друг - светофор" // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1518543
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье
Самое дорогое у человека – это жизнь…
Н.А. Островский
Тип проекта: познавательно-игровой.
Длительность проекта: краткосрочный (5 дней).
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста № 2 «Капитошки», воспитатели, родители.
Вид проекта: информационный, творческий, игровой.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: игровая обучающая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями
Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан - детей. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалось жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей.
Актуальность:
Дети и дорога – очень тревожная и актуальная тема на сегодняшний день.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым и необычным, ребенок попадает в ДТП. Ему трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Вот почему с самого раннего возраста и родители, и дошкольные учреждения должны учить детей правилам дорожного движения, безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Ведь известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.
Обоснование проблемы:
Цель проекта: создать условие для формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.
Дать первичные знания о правилах поведения на дороге; выработать привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя; дать понятие о том, что машины это – транспорт, что транспорт бывает разным; познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом; объяснить для чего нужен светофор; продолжить знакомить детей с основными цветами (красный, зеленый, желтый).
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Постановка цели и задач.
Подбор наглядно - иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы.
Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
Подбор дидактических игр
Информационное обеспечение для родителей.
2 этап - основной:
Работа с детьми: через интеграцию образовательных областей
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Рассматривание иллюстраций по теме «Правила дорожного движения», светофорчика.
- Наблюдения на прогулке за проезжающим транспортом.
Цель: Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, их назначением.
Выкладывание из цветных крышечек (светофор).
Дидактическая игра: «Собери автомобиль» (разрезные картинки)
Цель: Развивать умение детей составлять одно целое из 2-х и 4-х частей, умение различать собранный вид транспорта.
Дидактическая игра: «Собери светофор».
Цель: закрепить представление о назначении светофора, его сигналах. Собирать целое из частей по образцу.
Дидактическое упражнение «Автомобиль».
Игровое задание «Сколько у светофора цветов, какие».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Светофор», «Зебра».
Чтение книжки С. Яковлева «Читает книжку глупый слон…»
Цель: Развивать умение детей узнавать предметы на картинке. Отвечать на вопрос «Что это?».
Беседа по картинке «Светофор»
Цель: Дать детям элементарные представления о ПДД (Светофор, красный свет - стоять, зеленый - идти, переходить улицу можно только со взрослыми, крепко держась за руку.
Чтение книги Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу».
Чтение стихов А. Барто «Грузовик», Н. Павловой «На машине».
Рассматривание и описание игрушки (машины)
Цель: Закрепить представление о легковых и грузовых автомобилях,
Развивать умение детей действовать с машинами.
Игра - инсценировка «Как машина зверят катала».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»;
«Сигналы светофора»; «Поезд»
«Цветные автомобили», «Автомобили»
Игра «Шоферы», «Водители и пешеходы»
Пальчиковая гимнастика «Светофор».
Физкультминутка «По ровненькой дорожке», «Светофор».
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушание и пение детских песен: «Паровозик», муз. И сл. И.Пономаревой; «Машина», муз. Потапенко, сл. Н.Найденовой; «Водитель», муз. В.Матвеева; «Лошадка», муз. М.Раухвергера, сл. А.Барто; «На коне», муз. Ф.Ахметова.
Рисование: «Дорожка для машин» - рисование горизонтальной линии не отрывая руки от листа.
Лепка: «Светофор»
Цель: закрепить умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук; расплющивать заготовку.
Раскраски по ПДД.
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Взаимодействие с родителями. Вместе с детьми понаблюдать за легковым и грузовым транспортом.
Конструирование: «Постройка автомобиля»
Цель: развивать конструктивные навыки», правильно отбирать строительный материал, строить простейшие постройки.
Работа с родителями: консультации, памятки, беседы, оформление папок передвижек, совместное изготовление дидактического материала и атрибутов к сюжетно - ролевым играм.
3 этап – заключительный:
Дети усвоили и получили элементарные знания о правилах поведения на дороге. Познакомились с сигналами светофора.
Памятки для родителей. Родители будут внимательнее относиться к воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Выставка детских работ
Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; изготовление макета транспортного светофора.
Заключение:
Реализация данного проекта позволила начать формировать необходимые представления о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах даже у таких маленьких детей. Ведь именно в раннем, почти неосознанном возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.
Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Специально для малышей была подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения. Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых.
Литература:
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье