Проект во второй группе детей раннего возраста "Мой друг - светофор"

Мунирова Лэйсана Гимазетдиновна

Воспитатель, МАДОУ д/с "Родничок", г. Советский, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мунирова Л.Г. Проект во второй группе детей раннего возраста "Мой друг - светофор" // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1518543


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье


 

Самое дорогое у человека – это жизнь…

Н.А. Островский

 

Тип проекта: познавательно-игровой.

Длительность проекта: краткосрочный (5 дней).

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста № 2 «Капитошки», воспитатели, родители.

Вид проекта: информационный, творческий, игровой.

Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

Форма проведения: игровая обучающая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями

Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой.

Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан - детей. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях.

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалось жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей.

Актуальность:

Дети и дорога – очень тревожная и актуальная тема на сегодняшний день.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым и необычным, ребенок попадает в ДТП. Ему трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Вот почему с самого раннего возраста и родители, и дошкольные учреждения должны учить детей правилам дорожного движения, безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Ведь известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.

Обоснование проблемы:

  1. Родители недостаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения»;
  2. Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге, о смене сигналов светофора, их смысл.

Цель проекта: создать условие для формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.

Дать первичные знания о правилах поведения на дороге; выработать привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя; дать понятие о том, что машины это – транспорт, что транспорт бывает разным; познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом; объяснить для чего нужен светофор; продолжить знакомить детей с основными цветами (красный, зеленый, желтый).

Задачи:

  1. Познакомить детей раннего возраста с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице.
  2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Закрепить название цветов (желтый, зеленый, красный).
  3. Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе.
  4. Активизировать словарь: светофор, безопасность, транспорт, пешеходный переход.
  5. Познакомить с различными видами транспорта (грузовой, легковой, автобус) рассказать о назначении каждого.
  6. Рассказать об основных частях автомобиля: кузов, кабина, колеса, руль.

Ожидаемые результаты:

  • У детей будут сформированы начальные представления о различных видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице. Они должны знать:
  • Назначение светофора и каждого цвета его сигнала;
  • Какой транспорт передвигается по дороге;
  • Значение слов: «пешеходный переход», «светофор».
  • Родители будут внимательнее относиться к воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Постановка цели и задач.

Подбор наглядно - иллюстративного материала.

Подбор художественной литературы.

Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр.

Подбор дидактических игр

Информационное обеспечение для родителей.

 

2 этап - основной: 

Работа с детьми: через интеграцию образовательных областей

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

- Рассматривание иллюстраций по теме «Правила дорожного движения», светофорчика.

- Наблюдения на прогулке за проезжающим транспортом.

Цель: Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, их назначением.

Выкладывание из цветных крышечек (светофор).

Дидактическая игра: «Собери автомобиль» (разрезные картинки)

Цель: Развивать умение детей составлять одно целое из 2-х и 4-х частей, умение различать собранный вид транспорта.

Дидактическая игра: «Собери светофор».

Цель: закрепить представление о назначении светофора, его сигналах. Собирать целое из частей по образцу.

Дидактическое упражнение «Автомобиль».

Игровое задание «Сколько у светофора цветов, какие».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Светофор», «Зебра».

Чтение книжки С. Яковлева «Читает книжку глупый слон…»

Цель: Развивать умение детей узнавать предметы на картинке. Отвечать на вопрос «Что это?».

Беседа по картинке «Светофор»

Цель: Дать детям элементарные представления о ПДД (Светофор, красный свет - стоять, зеленый - идти, переходить улицу можно только со взрослыми, крепко держась за руку.

Чтение книги Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу».

Чтение стихов А. Барто «Грузовик», Н. Павловой «На машине».

Рассматривание и описание игрушки (машины)

Цель: Закрепить представление о легковых и грузовых автомобилях,

Развивать умение детей действовать с машинами.

Игра - инсценировка «Как машина зверят катала».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»;

«Сигналы светофора»; «Поезд»

«Цветные автомобили», «Автомобили»

Игра «Шоферы», «Водители и пешеходы» 

Пальчиковая гимнастика «Светофор».

Физкультминутка «По ровненькой дорожке», «Светофор».

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушание и пение детских песен: «Паровозик», муз. И сл. И.Пономаревой; «Машина», муз. Потапенко, сл. Н.Найденовой; «Водитель», муз. В.Матвеева; «Лошадка», муз. М.Раухвергера, сл. А.Барто; «На коне», муз. Ф.Ахметова.

Рисование: «Дорожка для машин» - рисование горизонтальной линии не отрывая руки от листа.

Лепка: «Светофор»

Цель: закрепить умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук; расплющивать заготовку.

Раскраски по ПДД.

СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

Взаимодействие с родителями. Вместе с детьми понаблюдать за легковым и грузовым транспортом. 

Конструирование: «Постройка автомобиля»

Цель: развивать конструктивные навыки», правильно отбирать строительный материал, строить простейшие постройки.

Работа с родителями: консультации, памятки, беседы, оформление папок передвижек, совместное изготовление дидактического материала и атрибутов к сюжетно - ролевым играм.

3 этап – заключительный:

Дети усвоили и получили элементарные знания о правилах поведения на дороге. Познакомились с сигналами светофора.

Памятки для родителей. Родители будут внимательнее относиться к воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

Выставка детских работ 

Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; изготовление макета транспортного светофора.

Заключение:

Реализация данного проекта позволила начать формировать необходимые представления о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах даже у таких маленьких детей. Ведь именно в раннем, почти неосознанном возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.

Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Специально для малышей была подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения. Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых.

 

Литература:

  1. Белая К.Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
  3. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических упражнений (интегрирующий подход).
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.

 


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье