Щукина Евгения Васильевна
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребёнка Детский сад № 14", г. Саранск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Щукина Е.В. Развитие речевых способностей детей средствами художественно-эстетического воспитания // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1518531
Дошкольный возраст – период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, в том числе и речь дошкольника.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что несовершенная речевая деятельность оказывает влияние на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач в деятельности воспитателя. При этом отметим, что развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. В старшем дошкольном возрасте одной из эффективной сферы развития речевых способностей детей является искусство и художественная деятельность. Развитие речи с одной стороны и художественно-эстетическое воспитание дошкольника с другой составляют два взаимосвязанных компонента процесса воспитания и обучения и являются в одно и то же время началом и продолжением другого.
Соответственно, необходимо найти наиболее эффективные средства и приемы, которые позволят повысить уровень развития речевых умений и навыков, приобретаемых в процессе творческой работы дошкольников.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют значительный интерес к прослушиванию музыкальных и литературных произведений, любят рассматривать произведения изобразительного искусства, а также способны более глубоко воспринимать, сопереживать, сочувствовать доброму и осуждать злое. Старший дошкольник не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, запоминает поэтические образы, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, найти выразительные слова, и использовать их в своей речи. У детей активно развиваются художественно-творческие способности, они сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, создают аппликации, рисуют, лепят.
Ведущей педагогической идеей работы является изучение и максимальное использование эффективных средств художественно-эстетического развития, которые влияют на развитие всех сторон речи старшего дошкольника. Речь, творчество, познание имеют огромный развивающий потенциал, когда оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога при его обращении к проблеме речевого развития детей.
При условии правильного организованного педагогического процесса с применением средств художественно-эстетического воспитания, а также при эстетически-оформленной предметно-развивающей среде речевое развитие дошкольников будет полноценным и эффективным.
В последние годы уделяется все больше внимания использованию в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства, что дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, речь и интеллект.
Развитие речевой активности дошкольников в отечественной педагогике базируется на основных психолого-педагогических и методологических положениях, которые разработаны Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Вопросы эстетического воспитания рассматривали такие ведущие русские педагоги как К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт и др.
В.А. Сухомлинский указывал, что интеллектуальное и речевое развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе.
Основатель научно-педагогической школы МГСУ в области эстетического и лингвистического развития детей дошкольного возраста
Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Кандидат педагогических наук Н.С. Карпинская писала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка, так как в рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в сказках – меткость, выразительность; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
В работах В.В. Гербовой, Н.Н. Леоновой, Т.С. Комаровой отмечается, что изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка – дошкольника. В данном виде деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты), в связи, с чем у них развивается образная выразительная речь, обогащается словарный запас. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат образную характеристику их, запоминают и используют затем в своей речи.
Исследователи З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, В.И. Павлова рассматривают наиболее эффективные виды музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников, отмечая, что музыка является одним из оптимальных средств в формирования речи, языка и культуры.
Опираясь на данные исследования, хочется отметить, что специально организованная деятельность в процессе художественно-эстетического воспитания позволяет повысить уровень речевой активности дошкольников, обогащает их словарный запас, развивает монологическую и диалогическую речь, осуществляет владение языковыми изобразительно-выразительными средствами.
Воспитатель, используя эффективные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:
Работа по использованию средств художественно-эстетического воспитания в процессе развития речи старших дошкольников строится в несколько этапов:
Первый этап – подготовительный.
Изучение психолого-педагогической литературы и методологические исследования; проанализировать методы средства художественно-эстетического воспитания, которые влияют на развитие речевых способностей дошкольников старшего возраста.
Второй этап – организация комплексной работы по развитию речи дошкольников средствами художественно - эстетического воспитания.
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду. Поэтому развитие речевых способностей детей было решено проводить по нескольким направлениям. Во-первых, через продуктивную деятельность детей, во – вторых, через художественное слово и, в – третьих, через восприятие музыки и фольклора.
Взаимосвязь речевого и художественно-эстетического развития в данных направлениях предполагают:
Продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, который позволяет развивать у детей самые разнообразные положительные качества, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, наполняет детскую жизнь яркими красками, развивает психические и психофизиологические процессы.
В процессе образовательной деятельности по развитию продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, аппликации и конструирования идет активное обогащение детского словаря. С детьми в процессе диалога и беседы закрепляется названия форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.), цветов и их оттенков, пространственные обозначения (верх – низ, право – лево, выше – ниже, шире - уже). Формирование активного и пассивного словаря происходит и тогда, когда мы с детьми используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек. При этом дети активно включаются в объяснение задания, последовательность его выполнения.
Для активизации словаря в этом направлении используются словесные игры и упражнения. Так, например, перед рассматриванием картин или образцов проводилось упражнение «Подбери слово, отвечающее на вопрос «Какой?». Чтобы дошкольники смогли понять состояние изображенных на картине людей, им необходимо научиться понимать язык жестов, мимики, движений. Для развития у детей умения выразить настроение словами, жестами, интонацией использовались такие специальные упражнения, как «Изобрази эмоцию», «Угадай, что я чувствую» и т.п. Или, детям предлагалось произнести словосочетания (весенний луг, яркие краски, довольные дети и т. д.) с разной интонацией: грустно, тихо, радостно, громко, печально, задумчиво. Дети сами анализировали, кто сказал выразительнее, какое было передано настроение.
Занятия продуктивной деятельностью способствуют и развитию связной речи. Это происходит и в начале занятий, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, лепку и аппликации, рассказывают о том, что они изобразили; какие рисунки, лепные изображения их товарищей им понравились и почему. Связная речь детей развивается и при знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают, что видят на картине, в иллюстрации, как они это понимают. Рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников, привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.
На занятиях по продуктивной деятельности так же часто используется художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя. Например: «Тимошка, Тимошка, наполни лукошко. Целое! – лепим ягоды. Или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах» – нарисуем волны нашему кораблику. Или, делая аппликацию лодочки, обговариваем основные его части с помощью прибаутки:
«Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, лодочка, подале!»
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.
Работа с различными произведениями художественной литературы тесно связана с темой дня и продуктивными видами деятельности.
Созданию комплексной среды по развитию речи способствует создание музыкальной среды, где музыка будут основным фактором. Практика показывает, что на развитие речи, включающее речевое общение, сценическую речь, слуховое внимание, оказывают влияние разнообразные виды музыкальной деятельности. Наиболее действенным являются музыкальные игры, в которых действие сопровождается пением и движением ребенка. Во время свободной деятельности, исполняя несколько раз разнообразные песенки-игры, дети развивают речевое творчество, погружаются в мир музыки, стихов и сказок.
Интересен прием, когда дети к изображению на картине подбирают и исполняют песню. Такой прием заставляет работать эмоциональную память детей, в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины.
Использование разнообразных средств художественно- эстетического воспитания в развитии речи дошкольников привело к следующим результатам.
Третий этап – результативность
В результаты у детей расширяется словарный запас, они строят предложения без серьезных грамматических ошибок, свои игровые действия свободнее сопровождают рассказом. Дошкольники учатся использовать монологическую и диалогическую речь, при этом она, сопровождается интонационной выразительностью. Дети сочиняют сказки, истории с воображаемыми героями. Все это положительно сказывается на их общении друг с другом, с взрослыми, что очень важно для последующего обучения детей в школе.
Таким образом, можно утверждать, что оптимальное сочетание использования разных средств художественно-эстетического воспитания в процессе развития речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста позволяет всесторонне развивать речь ребенка, тем самым адаптируя его к дальнейшему обучению в школе.
Целенаправленное системное использование данных методов и приемов способствует коррекции всех сторон речевой деятельности детей, а также активизации их познават