Гараева Лилия Гадыльзяновна
Фазлыева Гульсум Марселевна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы Республика Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гараева Л.Г., Фазлыева Г.М. Поможем малышу: конспект образовательной деятельности в средней группе с элементами экспериментирования // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1517004
Цель: развитие познавательных процессов у дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
Методические приемы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Предварительная работа: беседа о воде, воздухе, о роли в жизни человека, проведение опытов «Узнаем, какая вода?», «Растворимость веществ в воде», просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон».
Материал к занятию: шарики воздушные, рюкзак, планшет, мини-акустическая система, стаканчики, соль, сахар, гуашь, «следы щенка», будка, замок, ключ, насос, мягкая игрушка щенок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Внезапно появляется Карлсон (он влетает с шарами под музыку).
Карлсон: Ой! Это я удачно приземлился. Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте, девчонки! Я надеюсь, вы меня узнали? Я, Карлсон, который живет на крыше. Давайте знакомиться (Карлсон-Маша). Я собрался к Малышу на день рождения, купил подарок и шарики. Но пока я летел, у меня сломался пропеллер, и мне пришлось приземлиться у вас.
Раздается звонок от Малыша
«Здравствуй, Карлсон, у меня пропал мой щенок. Помоги мне, пожалуйста, его найти. Мне без него грустно».
Карлсон: Ребята, а вы мне поможете найти щенка Малыша?
Воспитатель: Конечно поможем.
Карлосон: Я так и знал, что вы захотите помочь и решите отправиться со мной на поиски. У меня с собой рюкзак с разными вещами, которые могут нам пригодиться в наших поисках. На чём можно отправиться, чтобы найти щенка? Пропеллер - то не работает. (Ответы детей).
Воспитатель: ребята на чем полетим? Предлагаю воспользоваться воздушными шарами. Ты не против, Карлсон?
Карлосон: Нет, только помогите моему малышу. А как надуем шары?
Воспитатель: Мы заполним воздухом в шары.
Карлосон: Ребята, А что такое воздух?
Воспитатель: Карлосон ты прилетел к нам по воздуху. Воздух везде, мы дышим воздухом. Вдохните через нос, а выдохните на ладошку, почувствовали.
Как вы думаете, какого цвета воздух? Мы его видим?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуем его поймать.
Карлсон а у меня есть полиэтиленовые пакеты.
(Карлсон достает пакеты из рюкзака). Дети пытаются поймать воздух полиэтиленовыми пакетами. Поймали. И я поймал. Какого цвета воздух в пакете? (ответы детей: невидимый, прозрачный, бесцветный).
Нам же надо лететь, помочь малышу найти щенка. А как можно быстро надуть шары, с помощь насоса. Полетели. Держитесь.
Карлсон: Смотрите, озеро, и там следы, похоже следы щенка. приземляемся. Ой, это же секретная лаборатория, я слышал о ней, но никогда здесь не был. Звук из колонок. Вас приветствует секретная лаборатория «Наураша», просим вас одеть халаты прежде, чем войти.
Воспитатель: В озере есть вода. Давайте вместе разберемся? Что мы знаем о воде? Сейчас немного поэкспериментируем. Подходите к столам, присаживайтесь. Ребята, посмотрите здесь на столе вода. Какая она? Что мы с ней будем делать?
Эксперимент 1. Ребята, как вы думаете, у воды есть запах? Давайте ее понюхаем. У вас пахнет? (нет, ничем не пахнет, вода без запаха).
А какая вода на вкус? Попробуем? (Она безвкусная).
Карлосон: Ой, у меня в рюкзаке есть соль и сахар.
Воспитатель: Давайте, положим в стакан с водой сахар, размешаем.
Дети, как вы думаете, какая стала вода на вкус? (Сладкая). Попробуйте.
Теперь в другой стакан с водой положим соль, какая по вкусу станет вода? (Соленая). Проверим. Какого вкуса вода у тебя? Вода приобретает вкус того вещества, который в нее положили. Да. Сахар положили, стала сладкая, а соль соленая. Правильно! Значит вода может приобретать вкус.
Эксперимент 2.
Воспитатель: Проведем еще эксперимент?
Перед вами краска, возьмите ее аккуратно и добавьте кисточкой в стакан с прозрачной водой. Не жалейте краски! Размешайте. Ой, какие разноцветные стаканчики у вас получились! Вода может изменить свой цвет.
Имя ребенка, какого цвета у тебя вода? Почему? (я добавила краску). Вода может изменить свой цвет.
Эксперимент 3.
Воспитатель: Давайте опустим одну ложку в стакан с прозрачной водой, а другую в стакан с окрашенной. В каком из стаканов ложка видна? В каком нет? Почему? (В прозрачном стакане ложка видна).
Молодцы, ребята, а теперь вспомним, что вы узнали о воде! И ответим Карлсону. (Она без запаха, без вкуса, прозрачная, но может приобретать вкус, если в нее положить что-нибудь, и окрашиваться в различные цвета).
Карлсон: Вот мы исправились с заданием.
Воспитатель: Умнички! Давайте, встанем и отдохнем.
Физ. минутка.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш
Руки моем с-с
Щеки моем, шейку трем
И водичкой обольем.
Молодцы, ребята. Продолжаем дальше
Ой, смотрите следы. Как вы думаете, чьи они? (Ответы детей). Наверно, щенка, давайте пойдем по ним. Куда же они нас приведут? (следы привели к собачьей будке). Посмотрите будка, но на ней висит замок и записка. Читаем: «Чтобы освободить щенка достаньте, ключ, не дотрагиваясь до него рукой. Если справитесь с заданием, то спасете щенка».
Интересно, а как же мы с вами сможем достать ключ из коробки, не дотрагиваясь до него рукой? Давайте подумаем. Как вы думаете, из какого материала изготовлен ключ? (ответы детей)
Кто знает, что притягивает железо к себе? Я знаю и научу вас. Ну-ка, где мой рюкзак? У меня много в рюкзаке разных предметов, смотрите что здесь. Вот магнит. Попробуем магнитом достать без рук ключ. Я каждому дам магнит, и мы вместе попробуем (дети достают ключ). Ты чем достал его? Рукой? Нет. Магнитом. А вы знаете, почему магнит не притянул карандаш, шарик...? (нет). Магнит притягивает только железные и металлические предметы. Что делает магнит? (притягивает все железные и металлические предметы).
Карлсон открывает замок и достает из будки щенка.
Карлсон: Спасибо вам за помощь, мы нашли и освободили щенка. Ребята, справились мы с заданием? Нашли щенка? Что интересного вы узнали, пока искали щенка (закрепление знаний воздухе, о воде, магните). Теперь мне надо отнести щенка Малышу, чтобы он не расстраивался. Пора нам возвращаться домой. Где же наши шарики, на которых мы прилетели? Вот они! Полетели. Детский сад. Приземляемся.
За то что вы мне помогли и не оставили Малыша в беде дарю вам эти шарики, ему я принесу другие. Спасибо, вы очень добрые и отзывчивые. Я расскажу Малышу, о том, как вы мне помогли. До свидания, я полетел.