Бабинцева Наталья Алексеевна
Инструктор по физической культуре, МБДОУ д/с № 15, г. Троицк, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бабинцева Н.А. Требования к проведению занятий хатха-йоги и статических поз для детей 5-7 лет // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1516737
«Я не боюсь ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражают воображение. По неумолимой статистике более 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонении в состоянии здоровья, 30-40% детей - отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т.д. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми,
Поэтому возросли требование к выполнению статических упражнений, и к проведению занятий кружка «Хатха-Йога». Работа в секции «Хатха – Йога» представляет собой комплексный курс занятий по физическому воспитанию, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровлению детей с частыми респираторными заболеваниями.
Занятия по Программе проводятся 2 раза в неделю с детьми 5-7 лет. Продолжительность занятия составляет 25 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 4.4.3172-14. Содержание одного занятия осваивается в течение 1 месяца.
Основная форма работы с детьми в секции «Хатха – Йога»: групповая – занятия проводятся с подгруппой детей не более 12 человек.
Программа рассчитана на детей – 5-7 лет, срок реализации – 2 года. Упражнения, используемые в программе, учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», – говорил Блаженный Августин. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.
Подражание – еще один метод обучения детей. Асаны– позы йоги, это положение тела, которое удобно и устойчиво, изображающие позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например, «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает интерес детей к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны направленны на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект, так как укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.
Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:
Комплекс занятия состоит из трёх частей:
Подготовительная часть (разминка): разные виды ходьбы и бега, подскоки, разогревание суставов и мышц, подготовка организма к асанам, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
На первых занятиях при проведении дыхательной гимнастики с детьми основная нагрузка ложится на разминку, с дальнейшим постепенным добавлением двух упражнений на дыхание. В каждом последующем комплексе добавляются новые дыхательные упражнения, которые можно делать стоя, сидя и лежа. На 2 год обучения получится около 32 вдохов-движений. 4 раза по 4 вдоха - движения; 4 раза по 8 вдохов - движений.
Основная часть (аэробная): Асаны йоги
Комплексы асан:
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные).
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
3. Дыхательные упражнения.
4. Гимнастика для глаз.
5. Беседы из цикла: «Тренируем тело, укрепляем дух»
Заключительная часть (3-5 минут):
Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения. Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д. Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны. Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки. После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине. Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое». Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз. Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации
Этапы выполнения.
I этап. Отдых перед вхождением в позу. Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 вдоха спокойно, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.
II этап. Мысленная настройка на выполнение позы. Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы. III этап. Вхождение в позу. Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы. Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд. При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.
V этап. Выход из позы. Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
VI этап. Отдых после выхода из позы. Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.
Важный момент – это техническое оснащение занятий:
Особые указания. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как «Гора», «Солнечная поза», «Дерево».
Необходимо продумать перспективное планирование работы на год, на месяц. Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь- Октябрь - Диагностика (тестирование). Подготовка связок и суставов. Май Диагностика. Проверка ловкости. Диагностика. Проверка гибкости. Диагностика Проверка координации и равновесия. Показательные выступления для воспитателей. Диагностика. Диагностика проводиться для контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.
Наименование (Описание тестов. Требования к выполнению)
Гибкость Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами. Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек.
Равновесие Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны. Оцениваем удержание в секундах.
Статическая. Выносливость (тест Крауса Вебера) Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. 1.Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек. 2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за 11 головой. Держать 10 сек.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны обладать:
Литература: