Сутурина Эльвира Викторовна
Старший воспитатель, МДОБУ "Центр развития ребенка - детский сад № 105 ЛГО", г. Лесозаводск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сутурина Э.В. Роль пения в профилактике респираторных заболеваний у детей // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1516235
Статья посвящена нетрадиционному способу закаливания и профилактики ОРЗ и ОРВИ у детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков и правильного певческого дыхания. На основе анализа специальной методической литературы и опыта педагогов-вокалистов, в статье раскрыты принципы и приёмы развития и укрепления мышц верхних дыхательных путей, посредством формирования правильного вдоха и выдоха у детей. Также представлены комплексы эффективных авторских упражнений, направленных на развитие правильного дыхания у детей дошкольного возраста.
По данным Всемирной организации здравоохранения «…наиболее часто ОРЗ регистрируются у детей в возрасте от года до 5 лет, что объясняется утратой материнского и отсутствием приобретенного иммунитета, резким увеличением числа контактов. Частота заболевания ОРЗ в этой группе колеблется от 3-4 до 8 раз в год, у часто болеющих возникают ежемесячно» [1, с. 6]. Кроме этого, в последнее время отмечается резкое увеличение числа родителей, отказывающихся от профилактических прививок, а введение новых требований о необходимости брать письменное согласие с родителей для проведения закаливающих процедур в детском саду (СанПиН 2.4.3648-20), спровоцировали еще большую настороженность к организации профилактических мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому проблема профилактики инфекции верхних дыхательных путей у детей дошкольного возраста и просвещение по этому вопросу их родителей очень актуальна.
Респираторные заболевания поражают в первую очередь дыхательную систему. А правильное дыхание помогает, как противостоять простуде, так и справиться с ее последствиями. Кроме того, правильное дыхание – это дыхание через нос, которое снижает шанс подхватить инфекцию. Наконец, при правильном дыхании ткани получают достаточное количество кислорода, что повышает их сопротивляемость болезням, а хорошее кровообращение и лимфоток в легких позволяют эффективно выводить мокроту.
Педагоги, медицинские работники давно отмечают, что профессиональные певцы гораздо реже болеют простудными заболеваниями и это связано не только с тем, что их систематически консультируют врачи. Многие певцы знакомы с парадоксальной гимнастикой А.Н. Стрельниковой – оперной певицы и педагога, которая является соавтором дыхательной методики А.С. Стрельниковой для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Она представляет собой комплекс из 11 упражнений, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой:
№1 – Ладошки
Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом. 24 подхода в любой позе (лежа, стоя или сидя). При трудностях увеличиваете отдых до 10 сек.
№2 – Погончики
Стоите прямо, руки прижимаете к животу, сжав кулаки. Вдыхая, резко толкаете кулаки вниз, напрягая плечи. Возвращаете руки назад до уровня пояса, расслабляете плечи на выдохе. 8 вдохов – пауза 4 сек. (12 х 8).
№3 – Насос
Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца. Темп наклонов – от 100 в минуту (12 х 8). При последствиях травм головы или спины наклоняетесь не сильно.
№4 – Кошка
Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии (12 х 8).
№5 – Обнять плечи
В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки (12 х 8). Если тяжело, исполняете по 4 движения.
№6 – Большой маятник
Стоите прямо, ноги расставлены уже плеч. Наклоняетесь вперед, потянув руки к полу и выполняя вдох. Затем возвращаетесь назад, обнимаете руками плечи и снова вдыхаете (12 х 8). Возможно исполнение сидя. При болезнях позвоночника назад нельзя прогибаться.
Осилив первые шесть упражнений, приступать к оставшимся, добавляя по одному в день.
№7 – Повороты головой
Стойка прямо, ноги уже плеч. Поворачиваете голову вправо – вдох, влево – вдох. Выдох между вдохами (12 х 8).
№8 – Ушки
Встаете прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вправо, касаясь ухом плеча, – вдох, голова влево – вдох. Выдох между вдохами (12х8).
№9 – Маятник головой
Стоите прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вперед, глядя в пол, – вдох, назад (глядя вверх) – вдох. Выдох между вдохами (12 х 8).
При травмах головы, патологиях верхнего отдела позвоночника и эпилепсии упражнения 7-9 можно выполнять не до конца, но вдыхать резко.
№10 – Перекаты
Встаете ровно, левая нога – вперед, правая – назад. Переносите вес тела на левую ногу, правую сгибаете и ставите на носочек. Приседаете на левой ноге при сильном вдохе. Выпрямляете ногу и переносите вес на правую. Приседаете на правой ноге, вдохнув (12 х 8).
№11 – Шаги
Шаг передний. Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Поднимаете левую ногу, согнув ее в коленке, до живота (носок тянется вниз). Приседаете на правой ноге при шумном вдохе. Принимаете исходное положение. Повторяете с другой ногой. 8 раз по 8 вдохов. Шаг задний. Сгибаете левую ногу в колене, доставая пяткой ягодицы. Приседаете на правой ноге, сделав вдох. Повторяете другой ногой. 4 раза по 8 вдохов. При травмах конечностей, тромбофлебитах, сердечных болезнях ноги поднимаете невысоко, делаете паузу по 10 сек» [6].
Дополнительный эффект оказывает техника короткого резкого вдоха через нос - тело адаптируется к новым условиям. В итоге в организме происходят следующие изменения:
Однако у комплекса есть и ограничения, поэтому его рекомендуется использовать только под наблюдением специалиста (врача или педагога-дефектолога).
Но есть проверенный веками способ формирования правильного дыхания, практически не имеющий противопоказания – это пение.
Вокал вентилирует все трахеи и бронхи, увеличивается жизненная емкость легких, поэтому вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. «Во время тренировок укрепляется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, увеличивается объем легких» [4]. Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пение является отличной профилактикой простудных заболеваний.
Начиная работу над дыханием, педагогу важно помнить:
1) Развитие правильного певческого дыхания – процесс постепенный и длительный.
2) Следует учитывать различия детей с хорошей и плохой мышечной памятью.
3) На занятиях с детьми дыхание не «ставиться», а корректируется опосредованно, через эмоции, движения и интонацию [3, с.7-8].
Для наработки навыка правильного дыхания необходимо использовать упражнения, направленные на развитие физической упругости мышц и рефлекторной мышечной памяти. Также, что является немаловажным, нужно учитывать специфику дошкольного детства. Дети до 7 лет не способны к регулярным и длительным волевым усилиям, поэтому упражнения должны проводиться в игровой, эмоционально насыщенной форме. Такой комплекс упражнений, направленный на развитие мышц и навыков правильного «вдоха» и «выдоха» разработан педагогом эстрадного вокала - Дубовой О.Ю.
Первые занятия релаксационного характера начинаются упражнениями из положения, лёжа на спине.
Кода вдох будет спокойный и ровный, ребёнку предлагают на животе покатать игрушку и отследить, что на вдохе – игрушка на животе поднимается вверх, на выдохе – опускается.
Постепенно это упражнение усложнятся, практикуя задержку дыхания:
Следующий этап проводится в положении стоя, где акцент делается на ощущении прямой спины и опущенных плеч.
Для того чтобы научить детей удерживать дыхание (выдох), О. Дубовая предлагает использовать методики А.Карягиной и Н. Гонтаренко, представленные звукоподражанием главному герою – волшебной змейки и насекомых и т.д.
- «Змейка проснулась» (на основе упражнений Н.Гонтаренко [2, с.46], А.Карягиной [5, c.32]). Для того чтобы ощутить нижние рёбра и их движение при дыхании, детям предлагается превратиться в змеек – кобр с красивыми капюшонами. Дети ставят руки чуть выше пояса, обхватывая нижнюю часть рёбер - своеобразный капюшон и включается в дыхательную работу мышцы спины.
- «Змейка нюхает цветы»: вот однажды прекрасным солнечным утром наша красивая длинная змейка проснулась, потянулась, поднялась высоко над прекрасной цветочной полянкой, вдохнула аромат цветов…вдох через нос на счёт 1,2 (нюхаем цветы), на 3,4,5,6 выдох через рот и свободный выдох со звуком (наслаждаемся ароматом), добавляя и меняя эмоцию на каждый выдох: «Ах!» (эмоция восхищения: «Как красиво!» или «Как вкусно пахнет!») или «Эх!» (эмоция разочарования), или «Ух!» (эмоция радости, эмоционального подъёма) [3, 9].
- «Змейка испугалась» - интерпретация упражнения А.Карягиной [5, с. 33]. «Змейка вдохнула (на раз, два) и испугалась, потому что вдруг из цветов выползли разные жуки, пауки, кузнечики, божьи коровки. Их обогрело солнышко, они обрадовались, зажужжали, зашумели. И испуганная змейка просит их замолчать (желательно сопровождать все действия в упражнении жестами и мимикой). Поскольку кузнечиков и жуков много, она просит каждого в отдельности на звук «Ч» (с эмоцией «тише») до 20 раз (пока не закончится дыхание). Если занятие в группе, то можно устроить соревнование, у кого больше жуков на полянке, кто сможет больше раз сказать звук «Ч». Аккуратно обращаем внимание детей на то, что змейка живая и на каждом звуке «Ч» капюшон у змейки раздувается (рёбрышки расходятся)» [3, с.9].
- «Змейка смеётся». «И все жуки пауки вдруг замерли в разных позах. Такие забавные! Нашей змейке стало смешно на них смотреть. Но она змейка культурная и знает, что неприлично в голос смеяться над окружающими. Поэтому она начала тихо посмеиваться над ними на звук «Щ» (эмоция «предсмеха») также до момента окончания воздуха» [3, с.10].
- «Змейка раскрашивает». «Решила наша змейка покрасить всех жуков и пауков на полянке, чтобы все они стали одинаковыми. Подползла к самому красивому цветку (ребёнку предлагается выбрать цвет краски, которым змейка будет красить жуков и в соответствии с этим цветок), вдохнула (заправила полный баллончик краски) и покрасила всех сразу (долгий выдох со звуком «С» и с поворотом головы вправо и влево до тех пор, пока не закончится дыхание)».
После этого можно точно так же предложить ребёнку нарисовать на жуках крапинки другого цвета, при этом отрабатывая короткий выдох на звук «С».
- «Змейка недовольна». «Но то, что вышло из художеств змейки, ей не понравилось. Змейка недовольна. Берём вдох, как в предыдущих упражнениях на счёт 1,2 и делаем короткие выдохи на звук «Ф» (с эмоцией «Фу! Какие некрасивые!»). При этом также обращаем внимание на расход выдоха (много коротких выдохов - много маленьких жуков) и работу мышц диафрагмы (змейка живая).
- «Змейка прогоняет жуков». Испугавшись того, что жуки могут змейку замарать, и она станет такой же некрасивой, змейка сердится (носом берём глубокий вдох) прогоняет каждого из них на звуках «КШ!». При этом детям предлагается представить каждого кузнечика и жука, которого «рассерженно» с эмоцией прогоняем» [3, с.11].
После этого дети переходят на распевки. Сказочную тему можно продолжить, в зависимости от педагогической задачи: формировать правильную дикцию, артикуляцию, правильное звукопроизношение и т.д.
Представленные в статье методики, направленные на развитие диафрагмального дыхания, способствуют расширению легких, развивают способность делать максимальный выдох на коротком вдохе; учат ребенка дышать через нос, укрепляя мышцы верхних дыхательных путей и легких. Педагоги-практики могут использовать предложенные комплексы упражнений, как рекомендованные методики, так и как базу для своих авторских находок.
Литература: