Лунина Марина Сергеевна
Дробышева Екатерина Владимировна
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Лунина М.С., Дробышева Е.В. Флексагоны – математические головоломки для детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе: мастер-класс // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1516140
Цель: способствовать формированию повышения профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с флексагоном.
Задачи:
Материалы: мультимедийное оборудование, альбомный лист, карандаш, клей, цветная бумага, ножницы, картинки, линейка, столы и стулья.
Ход мероприятия
Подготовительно-организационная часть
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам беседы хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Мотивировать к деятельности обязаны мы? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию флексагон – «гнущийся многоугольник» – одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит «скрытые» поверхности. Такие модели обладают одним очень интересным свойством: при перегибании их наружные поверхности оказываются внутри, а внутренние – проявляются снаружи. Если раскрасить грани флексагона в разные цвета, то при каждом перегибе модели можно получать эффект настоящего калейдоскопа или наклеить картинки в зависимости от темы. Дети от такой игрушки просто в восторге.
Первый флексагон был изобретен в 1939 году 23-летним английским студентом Артуром Стоуном.
В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей.
Классическое оригами не допускает разрезов, склеиваний. Тем не менее, на основе простого складывания, минимального склеивания и разрезания можно смоделировать интересные и полезные математические «игрушки» – флексагоны.
Не зря японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
Нам нужны 5 человек.
Для работы нам понадобятся: альбомный лист, карандаш, клей, цветная бумага, ножницы, схемы, линейка.
Предлагаем вам сложить самый простой флексагон, согнув прямоугольный лист на 10 равносторонних треугольников. В мастер-классе использован лист бумаги с размерами 29 см на 4,5 см, но вы можете взять любой другой формат. Должна получиться треугольная гармошка. Можно разметить карандашом, а затем согнуть по начертанным линиям.
Или сложить, как показано ниже. Самое сложное это согнуть первый треугольник.
Затем, переворачивая лист бумаги, складываем гармошкой.
Разворачиваем заготовку, должно получиться 10 равносторонних треугольников.
Чтобы проще было сложить каждый треугольник, с двух сторон подписываем соответствующими цифрами.
Складываем таким образом, чтобы на видимой стороне стояла цифра.
Остается лишь отогнуть вверх треугольник с крестиком и приклеить.
Если все сделано, верно, то во всех треугольниках на видимой стороне должна стоять цифра 1, а во всех треугольниках на другой стороне – цифра 2.
И в завершении наклеиваем картинки по выбранной вами теме (сказки, цветы, деревья, птицы). Игра готова!
Чтобы «открыть» флексагон, нужно подгибая один из углов шестиугольника к центру, раскрыть подобно бутону цветка. При открывании шестиугольник выворачивается наизнанку, и наружу выходит поверхность, которая ранее скрывалась внутри.
Внимательный анализ разверток флексагонов позволяет выявить их развивающий математический потенциал для дошкольников. Флексагоны как средство математического моделирования имеют следующие отличительные черты:
Экономичность. Для изготовления флексагонов нужны бумага, клей, ножницы.
Доступность. При минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует по готовой развертке. При этом игровая и поисковая задачи доминируют.
Многоплановый развивающий характер. Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения.
Благодарим вас за участие в нашем мастер – классе!
Литература: