Ранняя профориентация дошкольников на занятиях по английскому языку

Мудрова Людмила Петровна
Мармузова Светлана Викторовна
Жерновая Наталья Вячеславовна

Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 6",  п. Пролетарский, Ракитянский район, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 6",  п. Пролетарский, Ракитянский район, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 6",  п. Пролетарский, Ракитянский район, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мудрова Л.П., Мармузова С.В., Жерновая Н.В. Ранняя профориентация дошкольников на занятиях по английскому языку // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1515275


 

Ранняя профориентация дошкольников является малоизученным направлением в современном образовании. Профессиональная ориентация дошкольников представляет собой систему мероприятий, направленную на ознакомление детей с максимальным количеством профессий. В современном образовании наблюдается нарушение преемственности поколений в воспитании детей, и прежде всего, в передачи главных жизненных установок, в сфере нравственного опыта. Наблюдается отсутствие у детей гордости профессиональной деятельность окружающих их взрослых [2, с. 218].

Дети дошкольного возраста плохо знакомы с профессиями родителей, бабушек и дедушек, при этом профессиональная деятельность занимает в жизни каждого человека важное место. Детям необходимо знать, кем работают их родители, и работали дедушки и бабушки. Знакомя со спецификой профессий необходимо познакомить с требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также помочь определиться, кем дошкольники хотели бы стать, когда вырастут.

С первых дней жизни ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональные предпочтения. Профессиональное самоопределение направленно на развитие личности дошкольников, являясь подготовительным этапом перехода к школьному образованию. 

Как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития дошкольников рассматривается в современном образовании ориентация детей в мире профессий. В России наблюдается острый дефицит квалифицированных рабочих кадров, IT-специалистов, инженеров робототехники, что создаёт серьёзные проблемы предприятиям [4, с. 17].

Необходимо формировать у детей первичные представления о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека. Дошкольное образование в данном направлении должно осуществляться не на уровне решения отдельных задач, а как целостный органический процесс.

Непосредственно в данном возрасте необходимо начинать формировать первичные представления о труде взрослых, положительное отношения к труду. Представления детей о профессиях ограничены их небогатым жизненным опытом. Задачей педагогов образовательного учреждения является расширение кругозора, развитие у детей интереса к различным профессиям, востребованными в современном обществе [5.]. 

Формирование первичных знаний дошкольников о разнообразии профессий проходит в процессе образовательной деятельности в том числе и на занятиях по английскому языку. Тема «Профессии» в английском языке является одной из самых интересных. Дети с удовольствием рассматривают красочные картинки с изображением профессий, называют их, выполняют упражнения, тем самым закрепляя и расширяя полученные ранее знания. 

Данная тема интересна тем, что очень тесно связана с обычной, повседневной жизнью каждого ребенка (работающие родители, бабушки и дедушки, общение с представителями различных профессий). 

Целью работы в данном направлении является формирование у воспитанников представлений о многообразии существующих профессий на материале английского языка. 

 Обучение дошкольников английскому языку имеет свои особенности. Они основаны на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Восприятие, память и внимание по утверждению психологов у дошкольников носят непроизвольный характер, они не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют управлять своим восприятием. 

Для памяти детей данного возраста характерна исключительная фотографичность, и при этом дети не заботятся о том, чтобы все, что они узнали нового, можно в дальнейшем будет припомнить. Внимание ребёнка остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него есть интерес к воспринимаемому объекту. 

В обучении дошкольников сохраняется единство видов и форм работ, при этом доминирующими являются образность и наглядность. Дети данного возраста воспринимают фразы не как набор отдельных лексических единиц, а как нечто единое, блок, образ, целое. 

В Белгородской области дошкольное образование в данном направлении в основном реализуется посредством освоения разделов программы «Сквозная программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы» Н.Д. Епанчинцевой, О.А. Моисеенко [3, с. 63].

Раннюю профориентацию дошкольников необходимо начинать после знакомства детей с темой семья. Так, например, при изучении раздела: «Моя семья» воспитанники подготовительной группы на английском языке рассказывают о своих близких, называют имя, фамилию, отчество членов семьи, проговаривают возраст, знакомятся с тем, как уже знакомые названия профессий звучат на иностранном языке [1, с. 115].

В процессе изучения раздела о животных проигрывается сюжетно-ролевые игры, такие как «В зоопарке», в «Ветеринарной клинике». Дошкольники таким образом знакомятся с профессией ветеринара, волонтёра и т. д. Изучая тему «Тело и части тела», дети узнают, как звучат на английском языке названия различных профессий медицинских работников.  

Знакомясь с темой «Питание, дошкольники закрепляют и расширяют знания о профессиях, связанных с продуктами питания (повара, кондитера, продавца, кассира и т. д.).

Тема «Транспорт» знакомит детей с профессией водителя, капитана, пилота и т. д. Часто на занятиях, чтобы закрепить языковые клише рекомендуется практиковать игры «Я репортер», «Я журналист», «Я футболист», «Я актриса». C помощью данных игр дошкольники не только закрепляют и расширяют полученные ранее знания, но и отрабатывают употребление в речи фразы английского языка, охотно отвечают на вопросы о себе и о профессиях членов семьи.

При изучении лексики, дети с удовольствием применяют на себя роль учителя английского языка. Более детально проработать лексические единицы, закрепить монологическую и диалогическую речь по данной теме позволяют индивидуальные прослушивания и проигрывание мини-диалогов.

Для ознакомления дошкольников с трудом взрослых применяются также и традиционные методы воспитания и обучения:

  • с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы;
  • рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
  • опыт хозяйственно-бытового труда, экспериментирование с разными материалами;
  • игровые ситуации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

В совместной и свободной деятельности детей дошкольного возраста через игру, игровые ситуации и приёмы, формируется интерес изучения профессий с помощью английского языка, закрепляются и расширяются ранее полученные знания, что позволяет ненавязчиво ориентировать воспитанников в выборе будущей профессии. 

Для того, чтобы изучение английского языка для детей стало более доступным и интересным, проводится обыгрывание различных ситуаций в сюжетно-ролевых играх. Данные игры помогают дошкольникам представить себя в роли сотрудников различных сфер профессиональной деятельности. 

В результате закрепления и расширения знаний детей о профессиях взрослых с помощью изучения английского языка у дошкольников формируется стойкий интерес к познанию новых профессий, уважительное отношение к труду взрослых. Воспитанники с гордостью рассказывают о профессиях родителей. Дети стремятся быть похожими на своих близких, бабушек и дедушек, приносить пользу обществу, повышать уровень жизни окружающих. Расширяется словарный запас иностранной лексики, развивается речь.

От того, насколько удачно у дошкольников в будущем сложится профессиональная деятельность, во многом будет зависеть их отношение к жизни в целом. Заниматься любимым делом, приносящим уважение окружающих, удовлетворение – очень большая удача в жизни. Сбудется это или нет – во многом зависит от действий взрослых его окружающих. Необходимо помочь детям дошкольного возраста разобраться, сделать основательный и разумный выбор профессии.  В раннем обучении английскому языку заложен огромный педагогический потенциал общего развития дошкольников, который необходимо реализовать.

 

Литература:

  1. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9.
  2. Вронская И.В. Английский язык в детском саду: для воспитателей детского сада и родителей. СПб., 2001. С. 318-333.
  3. Егина З. ФЭМП Инновационные методы и формы работы» (Сообщение «Современное состояние математических представлений у дошкольников») // Дошкольник.рф. 07.09.2014. URL: http://doshkolnik.ru/novosti-mira/3739-pianist.html 
  4. ЕпанчинцеваН.Д., Моисеенко, О.А. «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. 88 с.
  5. Малкина Н.А. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. СПб., 2004. С. 18-89.
  6. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012. 28 с. 
  7. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012. № 3. С. 28.