Познавательно-исследовательский, экологический проект «Во саду ли, в огороде!»

Аскерова Людмила Анатольевна

Воспитатель, МБОУ СОШ № 5 корпус 1 (дошкольные группы), г. Серпухов, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Аскерова Л.А. Познавательно-исследовательский, экологический проект «Во саду ли, в огороде!» // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1502783


 

Тема: «Огород на окошке» 

Тип: практико-ориентированный, творческий

Продолжительность: среднесрочный (3 недели).

Участники: воспитатели, дети старшей группы.

Цель: формировать у детей знания о выращивании культурных растений в комнатных условиях, создать огород на окошке совместными усилиями педагогов и старших дошкольников.

Задачи:

  • познакомить детей с культурными растениями, а также особенностями их выращивания;
  • закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход;
  • формировать умение выращивания растений и правилами ухода за ними;
  • приучать последовательно, старательно и аккуратно выполнять работу по уходу за растениями;
  • учить детей пользоваться орудиями труда (лопатка, грабельки, лейки, палочки), убирать на место инвентарь после работы с ним;
  • развивать умение наблюдать за изменениями в росте растений, вместе с воспитателем фиксировать свои наблюдения;
  • воспитывать уважение к труду. 

Проблема: 

Вырастут ли культурные растения из семян овощей и лука, если их выращивать на подоконнике? Что нужно для этого сделать?

Гипотеза: 

Растения вырастут, если за ними правильно ухаживать и создать им благоприятные условия.

Форма презентации проекта: 

презентация, оформление «Огородика на окошке», творческая выставка.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с культурными растениями.
  2. С помощью практической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
  3. В результате практической деятельности дети получат знания о разнообразии посевного материала.
  4. Сформируется бережное отношение к растительному миру и уважение к труду.
  5. Создание в группе огорода на окне.
  6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

Актуальность: 

Проект направлен на расширение знаний о культурных огородных растениях, а так же на формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизни человека.

С древних времен считается, что садовая терапия поднимает настроение, повышает жизненный тонус, благоприятно влияет на здоровье человека.

«Огород на окошке» - трудовая деятельность детей, которая способствует усвоению детьми навыков ухода за растениями.

Ознакомление с разными видами растений способствует развитию познавательной сферы детей и общего кругозора.

Совместное взаимодействие в процессе трудовой деятельности со взрослыми и сверстниками благоприятно влияет на развитие коммуникативных навыков.

Работа над оформлением «Огорода на окошке» формирует эстетический вкус.

Таким образом, проект способствует расширению представлений детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития, а так же развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. 

 

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП (НАЧИНАНИЕ) 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: 

  1. Выявление проблемы: как правильно сажать и ухаживать за растениями. 
  2. Формирование проблемы, её наличие, пути и средства решения.
  3. Определение ролей и действий всех участников проекта.
  4. Формулировка основной цели и задач проекта. 

 

ВТОРОЙ ЭТАП (ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: 

  1. Беседа «Что растет на огороде» (все возрастные группы).
  2. Просмотр мультфильма «Весёлый огород» (всем возрастным группам).
  3. Чтение «Сказка о полезных овощах»
  4. Подготовка и проведение занятий по возрастным группам по посеву семян и посадке луковиц.
  5. Оформление «Дневника наблюдения».
  6. Подготовка и проведение экспериментов с растениями и водой
  7. Коллективная аппликация «Во саду ли в огороде» (подготовка конспекта)
  8. Подготовка оборудования для организации огородика на окошке.
  9. Подготовка семян и луковиц растений.
  10. Оформление «Огородика на окошке». 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 

Посадка репчатого лука, осадка луковиц Георгина, посада клубней картофеля, посев льна, высадка рассады салата, пекинской капусты. Посев семян помидор, огурцов, кабачков, гороха, фасоли .

  • Наблюдение за всходами;
  • Уход за растениями;
  • Коллективная аппликация «Во саду ли в огороде».

Эксперимент:

  • «Проращивание фасоли в прозрачной емкости»;
  • «Движение воды»;
  • «Как пьют растения?»;
  • «Выгонка листочков березы».

 

ТРЕТИЙ ЭТАП (Анализ результатов, подготовка к презентации проекта) 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: 

  1. Оформление выставки «Как растут культурные растения».
  2. Беседа «Что выросло в огороде на окошке 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - Ответы детей на вопросы педагога о растениях в огородике. 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (Анализ результатов реализации проекта и актуальности проведения) 

  1. Подготовка и участие в смотре – конкурсе «Огород на окошке».
  2. Презентация проекта. 

Данный проект будет интересен педагогам дошкольных учреждений.