Берегите природу: конспект интегрированного занятия в средней группе (4-5 лет)

Гутовская Александра Сергеевна
Чулкова Ольга Михайловна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 210", Уфа, Республика Башкортостан
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 210", Уфа, Республика Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гутовская А.С., Чулкова О.М. Берегите природу: конспект интегрированного занятия в средней группе (4-5 лет) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1482847


 

Цель: формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

  • образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей знания об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе, расширять словарный запас;
  • развивающие: развивать у детей кругозор, внимание, память, мышление; связанную речь;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательноисследовательская.

Предварительная работа:

  • прогулки;
  • уборка территории детского сада; 
  • изготовление и развешивание кормушек; 
  • чтение стихов и рассказов о природе;
  • рассматривание иллюстраций леса, природы;
  • изготовление совместно с родителями экологических знаков;
  • беседы и компьютерные презентации о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе.

Наглядные материалы:

Запрещающие экологические знаки, ранец, вещи, которые надо взять в лес (мешки для мусора, перчатки), корзины для сортировки мусора, макеты деревьев, листья разных видов из бумаги, игрушечные еж, белка, сорока, костюм медведя; иллюстрации с видами грибов; фонограмма звуков леса и дорожная песенка.

 

Дети входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Слышите, кто-то стучится? Это прилетела сорока, принесла нам письмо от лесных жителей:

«Внимание! Внимание! Срочно!!! У нас в лесу случилась большая беда!

Многих животных и растения мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите

Воспитатель:

Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.

Давайте, поможем спасти животных и растения!

Кто-то нарушал правила поведения в лесу.

А вы знаете правила поведения в лесу?

Воспитатель подводит детей к знакам -правилам поведения в лесу.

Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то мы можем идти на помощь лесу.

Предлагаю взять в лес рюкзак и положить в него только самое необходимое для помощи лесным жителям.

Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы.

Дети предлагают свои варианты.

Выбирают пакеты для мусора.

Дети продолжают отбирать предметы: мяч, игрушка, перчатки одноразовые.

Дети берут с собой перчатки.

Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки правил поведения?

Дети: да.

Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?

Дети высказывают предположения и берут знаки с собой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта мы можем отправиться в лес?  (предположения детей)

Я предлагаю отправиться в лес на автобусе.

Дети занимают места в построенном заранее автобусе. Звучит фонограмма.

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.

Здравствуй, лес, прекрасный лес!

Полон сказок и чудес!

Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.

Почему мы вошли в лес тихо, осторожно, по тропинке?

Дети: Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов.

Воспитатель: Какой экологический знак мы здесь поставим, чтобы и другие люди знали. Что шуметь в лесу нельзя?

Правильно, знак «Не шуметь» 

На встречу детям выходит ребенок в костюме медведя.

Медвежонок: Здравствуйте ребята. Помогите, пожалуйста! В нашем лесу стало очень грустно жить.

Дети: Почему?

Медвежонок: Давайте я вам лучше покажу.

Дети с медвежонком выходят на полянку, где разбросан мусор.

Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: Одним словоммусора. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.

Что же делать, как помочь лесу? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Правильно, давайте уберем весь мусор на полянке.

А как выдумаете, правильно ли будет просто сложить весь мусор в один мешок? (Ответы.)

Правильно. Ребята, мусор нужно сортировать для дальнейшей переработки. В этот мешок давайте сложим всю бумагу, сюда пластик, сюда стекло. (Дети выполняют задание.)

Смотрите ребята, у нас остались использованные батарейки? В какой мешок мы их положим? (Ответы детей.)

Правильно, ребята, батарейки нельзя выбрасывать в общий мусор. В них находится кислота, опасная для окружающей природы и людей. Мы пока их выбрасывать не будем, а отнесем в магазин электроники, где их принимают для переработки. 

Медвежонок: Спасибо, ребята. Как чисто и весело сразу стало в нашем лесу. Даже птички запели, слышите? (Фонограмма пение птиц.)

Спасибо вам, до свидания!

Дети: до свидания, медвежонок!

Воспитатель: Чтобы люди здесь больше не мусорили, какой знак нам нужно поставить в лесу?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.

(Дети ставят знак в лесу).

- А что ещё вы заметили, ребята?

(Веточка у берёзки сломана).

Что же нам нужно сделать?

(Полечить берёзку).

Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.

Воспитатель: Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак).

Сразу включается запись звуков леса.

Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу!

Что вы слышите? (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья?

Дети: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.

Воспитатель: Много времени необходимо, чтобы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором.

Их становится все меньше и меньше.

-Какой знак нужно поставить здесь? Нельзя рубить деревья

(Ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор.)

Воспитатель: смотрите, кто к нам летит? Что это за птица?

Сорока: кар-кар-кар, а как же я? Мне тоже нужен знак! Очень часто наши гнезда разоряют, и мы остаемся без деток! (Плачет.)

Воспитатель: Ребята, давайте поможем сороке. Какой знак мы здесь поставим?

Нельзя разорять гнезда (дети ставят знак). Сорока прощается и улетает.

А теперь давайте немного передохнем и проведем физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише (ручками по полу)

Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

Ребята… мне кажется наш лес все еще грустный.

Как вы думаете, почему?

Похоже у нас есть ещё одна проблема в нашем лесуживотные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ставят знак, запрещающий брать животных домой, обижать животных, наступать на насекомых.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, а лесу мы смогли помочь?

Дети: Да.

А может кто-то знает хорошее стихотворение про охрану природы?

(Дети рассказывают стихи.)

Воспитатель находит под деревом коробочку.

Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, медвежонок нам оставил.

Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»

Дети получают медали.

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!

Дети садятся на автобус и едут обратно в детский сад. (Дорожная песенка.)

Итог: Где мы сегодня побывали ребята?

Как мы туда попали?

Каких птиц мы встретили в лесу?

Каких животных?

Как мы помогали лесу?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Почему?

Какие правила поведения в лесу мы с вами узнали?