Мифтахова Ирина Владимировна
Вирфель Татьяна Михайловна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мифтахова И.В., Вирфель Т.М. Когда огонь друг, а когда враг: конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием мультимедийного экрана // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1481854
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Программное содержание: расширить представление детей о свойствах огня: горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный; познакомить со способами добывания огня в истории и практике; уточнить правила безопасности в использовании огня; раскрыть роль огня в создании глиняных изделий и изделий из металла.
Планируемые результаты: развить интерес детей к профессиям, связанных с огнём: гончар, кузнец. Умение правильно вести себя во время пожара, знать правила безопасности в использовании огня.
Дидактическое обеспечение: картинки и иллюстрации, художественная литература, слайды, ММЭ, изделия из металла и глины.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, просмотр фильмов, беседы, рассматривание предметов, созданных гончарами и кузнецами.
Используемая литература: Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», Б. Житков «Пожар в мире», «Дым», Ф.А. Щербина «Миф о Прометее», С.Я. Маршак «Кошкин дом».
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводная часть: (воспитатель предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «Кошкин дом» на мультимедийном экране)
Воспитатель: О чём этот мультфильм?
Дети: О том, что у кошки в доме случился пожар.
Воспитатель: А как он произошёл?
Дети: Кошка не закрыла дверку у печки, и уголёк упал на коврик. Сначала загорелся ковёр, шторки и мебель, и весь дом сгорел.
Воспитатель: Кто помогал кошке тушить её дом?
Дети: Тушили пожарные.
Воспитатель: А вы знаете, по какому номеру мы вызываем пожарных?
Дети: 01
Воспитатель: Молодцы! А знаете, что пожарные – это люди смелые, по первому сигналу должны выехать на пожар. У них всегда всё наготове.
2. Основная часть:
Воспитатель: (показывает каску пожарного) Дети, как, вы думаете, как называется этот головной убор?
Дети: Каска.
Воспитатель: Правильно, у каждого пожарного есть своя форма, в том числе и каска, которую одевают на голову, она защищает пожарного.
Да огонь может принести много вреда людям. И об огне есть много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети: От искры сыр- бор разгорается.
От искры Москва загорелась.
Не подкладывай огню соломы.
Не шути с огнём - обожжёшься.
Огонь не вода - пожитки не всплывут.
Воспитатель: Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего.
3. Дидактическая игра: «Причины пожаров»
Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Правила игры: У кого в руках шарик, должен закончить предложение, и после правильного ответа передать шарик другому ребёнку.
Ход игры: У воспитателя в руках воздушный шарик красного цвета.
Воспитатель: Шарик красного цвета не случайно, почему?
Дети: Потому что огонь красного цвета.
Воспитатель: Где огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой……………Ребёнок: Пожар (передаёт шарик другому)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил………Ребёнок: Утюг, и так далее.
Воспитатель: Да, огонь может принести людям вред, но сегодня мы поговорим о пользе огня. Вспомним, как огонь стал другом и помощником человека: Давным-давно человек находил огонь. Может быть, молния зажгла сухое дерево, а может быть, сами собой от жары загорелись сухие листья в лесу. Первобытные люди не могли добывать огонь. Они его бережно хранили в ямках с угольками, подкладывали сухие листья, хворост, но иногда огонь потухал. А как можно получить огонь в лесу? Покажите (Сильно потереть руку об руку ладонями станет тепло).
Дети: Если одну палочку потереть об другую, обе нагреваются. Когда тереть сильно и долго они могут загореться.
Воспитатель: Дети возьмите из предметов, лежащих перед вами те, в которых рождается огонь (зажигалка, свечи, спички, солома). Дети выбирают предметы и называют их.
А какие предметы помогают рождаться огню и сохраняют его?
Дети: Хворост, дрова.
Воспитатель: Как называется дом, который люди построили для огня?
Дети: Печь.
Воспитатель: Чем похожи костёр и печь? На чём удобнее готовить? Почему?
Дети: Печь и костёр разжигают дровами. Удобнее готовить в печи, потому что она для этого приспособлена.
Воспитатель: Как в русских народных сказках называется печка? Почему?
Дети: В сказках печку называют «Печка-матушка», потому что она греет, лечит, кормит.
Воспитатель: Ребята посмотрите на эти предметы (крынки, миски, кувшин). Кто их сделал?
Дети: Гончар.
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают эти предметы: холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было делать предметы. Гончар ставил глину на гончарный круг и лепил изделие. (На экране монитора показываются слайды с изображением гончара за работой.) Изделие после лепки обжигалось в горне или муфельной печи, а потом расписывалось.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны эти предметы?
Дети: Миски для еды, кувшин, крынка - для молока, кваса, горшочек для мёда и масла и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А это что у меня, и как вы думаете, для чего он нужен? (показывает кирпич)
Дети: Это кирпич, из него строят дома, магазины, фабрики и т.д.
Воспитатель: Правильно ребята! А чтобы он получился именно таким, замешивают глину, песок и воду, придают форму и обжигают в специальной печи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на предметы, которые я вам показываю. Это серп, а это коса, эти предметы сделаны в кузнице, а сделал их кузнец. Кузнец – это человек, который работает с огнём и металлом, он плавит металл на огне, выливает его в форму и получает готовые предметы. Это очень трудоёмкая и тяжёлая работа. Обратите внимание на экран (показываются слайды с изображением кузнеца за работой).
Воспитатель: Ребята, сколько нужных и полезных предметов делают кузнецы, вы их сейчас видели на экране. Назовите, какие предметы делал кузнец?
Дети: Подковы, лопаты, колёса, светильники, кровати, заборы и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята! Гончар и кузнец – это очень полезные и нужные профессии. Ребята, обратите пожалуйста внимание вот на эти предметы (на столе предметы из стекла, дерева, железа, глины и пластмассы). Выберите мне те предметы, которые сделал гончар и кузнец.
(Дети выполняют задание, называя предметы.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. А теперь давайте сядем на коврик, закроем глаза и представим, что мы сидим вокруг костра. (Звучит музыка – вальс Шопена). Представьте, рядом с вами ваши друзья, пахнет дымком, потрескивают угли, от огня идёт тепло, вам очень хорошо и уютно. Сейчас огонь для вас друг.
А сейчас откройте глаза и посмотрите на экран, а на экране изображён огонь –друг или огонь – враг.
Дети: Огонь – враг.
Воспитатель: Ребята огонь становиться врагом при неправильном обращении с ним. Скажите пожалуйста, что вы видите на экране и почему во всех случаях начался пожар?
Дети: Забыли выключить утюг, телевизор. Не потушили костёр в лесу. Не правильно топили печь. Мальчик играл со спичками.
Воспитатель: Ребята вы всё правильно сказали, но что же делать если всё – таки случился пожар?
Дети: Позвонить по номеру 01 и назвать свой домашний адрес, сообщить соседям, покинуть квартиру, выключить все электроприборы, передвигаться пригнувшись к полу, дышать через влажную салфетку.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня на занятии мы познакомились с профессиями гончара и кузнеца. Повторили правила пожарной безопасности, о которых всегда нужно помнить.
(В вечерний отрезок времени предложить детям нарисовать гончара, кузнеца, пожарного за работой)