Бадртдинова Лейсан Гайсовна
Хазиахметова Айгуль Альбертовна
Воспитатель, МБДУ "Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан
Старший воспитатель, МБДУ "Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бадртдинова Л.Г., Хазиахметова А.А. Конспект по ФЭМП "Космическое путешествие" // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1481467
Программное содержание
Цель: развитие элементарных математических представлений у детей посредством создания игровых ситуаций.
Развивающая задача:
Образовательная задача:
Воспитательная задача:
Предварительная работа с детьми.
Беседы о космосе, чтение литературы, создание фигур с использованием «Танграм» по схемам.
Дидактическое обеспечение занятия.
Детали игры «Танграм», схема ракеты, плоскостные фигуры 4 тарелок, геометрические фигуры в достаточном количестве: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; желтого, красного, синего цветов. MimioPad планшеты, презентация о космонавтах и о космосе с изображением солнечной системы. Воздушные шары, карточки с изображением ракеты с пустыми окошками для решения примеров.
Структура занятия.
1. Вводная часть. Цель: вызвать интерес, создать эмоциональный настрой к занятию.
2. Основная часть. Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
3. Заключительная часть. Цель: обсуждение результатов работы, закрепление положительных эмоций.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой сегодня день? Дети: День космонавтики. |
На экране – изображение ракеты. |
Правильно, ребята, сегодня у нас 12 апреля День космонавтики. Это день, когда человек впервые совершил полет в космос. А это что? Дети: Ракета |
Ответы детей |
А этого человека вы знаете? Да, ребята, это Ю.А. Гагарин первый человек, совершивший, полет в космос. А вы, ребята, хотели бы совершить космическое путешествие? |
На экране портрет Гагарина в скафандре |
А что нам нужно для полета? Да, нам нужна ракета. |
Ответы детей |
Для создания ракеты сначала инженеры-конструкторы разрабатывают чертеж, а затем сборщики собирают ракету из различных деталей. Сейчас мы разделимся на две команды: одна команда конструкторы, вторая сборщики ракеты. Конструкторам я дам чертеж ракеты, а сборщикам - детали ракеты. Конструкторы, не показывая чертеж, должны объяснить сборщикам, как разложить детали так, чтобы, ракета соответствовала чертежу. Воспитатель: Молодцы, ребята! Ракета у вас получилась хорошая, на которой можно отправиться в космическое путешествие: Полетим, все вместе. По местам! Воспитатель: Ребята перед вами планшеты «мимио». На экране вы каждый видите свою карту. Вот ваша ракета. Давайте совершим полет вокруг солнца. Воспитатель: Вы видит, где находится наша ракета? Нам нужно попасть на первую точку, куда мы полетим. (например: вверх и вправо). (например: вниз влево) и т.д. А теперь нам нужно попасть на вторую точку и т.д Воспитатель: Ребята вы молодцы, очень хорошо ориентируетесь на карте. (Космический звук, речь инопланетян). |
(Команда конструкторов говорит команде строителей, как расположить геометрические фигуры, чтобы получилась ракета. Строители строят ракету. Вместе с воспитателем проверяют соответствие чертежа полученному изображению). Воспитатель помогает только при необходимости. На экране Видео с изображением полета ракеты (Дети рассаживаются за столы, на которых лежат планшеты Ответы детей: Левый нижний угол. (и так дети говорят о направлениях, для того чтобы попасть на каждую точку) На экране карты солнечной системы. |
Марсиане: - Кто прилетел на нашу планету? |
Видео с речью марсиан |
- Кто потревожил нас? - Дети: мы земляне. - А мы Марсиане, мы здесь живем. Как хорошо, что вы прилетели к нам, а то мы здесь уже заскучали. Мы любим, давать сложные задания землянам и смотреть, как они справляются с ними. |
Ответы детей |
Первое задание ждет вас на столе в конверте. Воспитатель объясняет, что нужно фигуры расположить так, чтобы они, чем-то были похожи. (Если дети догадались, то в каждой тарелке будут разные геометрические фигуры, но одинаковые по цвету). Если дети затрудняются, то около каждой тарелки можно разместить изображение инопланетянина: желтого, красного, синего цветов. Ориентируемся на подсказку, дети разложат геометрические фигуры по цветам. (Раздается звук пролетающего объекта). Заходит инопланетянин с планеты Меркурий. Воспитатель: Вы слышали, ребята, какой-то странный звук был? Что это могло быть? Ой, а это кто такой? (показывает на входную дверь, в которой видна странная фигура) Заходит один инопланетянин с шарами в руках. |
Конверт с геометрическими фигурами их много, и они разные по цвету и по форме. И еще летающие тарелки их 3. |
Инопланетянин: Всем космический привет! Я пришелец с планеты Меркурий. Моя летающая тарелка потерпела крушение. Марсиане мне дали сложное задание, и я не могу с ним справиться, если я его не выполню, то не попаду на свою планету. Мне нужна ваша помощь, земляне. Воспитатель: А как мы вам можем помочь? |
Ответы детей |
Инопланетянин: Мне нужно ровно 10 шаров. У меня, конечно, есть немного шаров, но я не знаю, сколько их я считать совсем не умею. Воспитатель: Ребята, мы сможем ему помочь? Давайте посчитаем шарики. Сколько у него шаров? -7. Сколько шаров не хватает инопланетянину? Правильно 3 шара. (воспитатель дарит инопланетянину 3 шара). Давайте посчитаем, сколько шаров у инопланетянина. Правильно 10. Инопланетянин: Спасибо, земляне! Вы меня порадовали и теперь я вернусь, на свою планету. |
Ответы детей |
Инопланетянин: А давайте мы с вами потанцуем! Физкультминутка. Пришелец прощается. |
Танец с инопланетянином «Зелёненькие лунатики» |
Воспитатель: Ребята, мы помогли пришельцу с планеты Меркурий, а какие планеты вы еще знаете? Да все эти планеты вращаются вокруг солнца. Астрономы, ученые постоянно изучают вселенную, и сейчас называют 8 планет солнечной системы, Плутон девятая считается бывшей планетой Солнечной системы, перешедшая в разряд карликовых. Ребята, а вы знаете, что это такое парад планет. Это когда все планеты выстраиваются в один ряд. Давайте, мы вместе с вами попробуем на планшетах создать парад планет и перечислим их. Первая планета Меркурий. Вторая планета Венера. Третья планета Земля. Четвертая планета Марс. Пятая планета Юпитер. Шестая планета Сатурн. Седьмая планета Уран. Восьмая планета Нептун. Воспитатель: у нас получился настоящий парад планет. |
Работа с мимио планшетами |
Марсиане: Молодцы ребята, вы нас удивили. Вы даже помогли пришельцу из Меркурия. Вы можете возвращаться на землю. Вашу ракету, мы забрали для изучения, а вам оставили каждому ракету, но летит она при одном условии. Догадайтесь сами. Прощайте. |
Видео марсиан |
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать с этими ракетами? Ведь каждая ракета имеет свое название – цифру. И много пустых окошечек. (Дети садятся и заполняют пустые окошечки, решая примеры) Воспитатель: Молодцы! Начинаем обратный отчет. 10, 9,8, 7,6, 5, 4, 3, 2,1 Пуск! Прилетели. |
Ответы детей |
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? А что было для вас самым сложным? Что вам больше всего понравилось? (Стук в дверь. Заносят письмо. Читают письмо.) -Ребята я успешно добрался до своей планеты и в знак благодарности отправил вам шары. |
Ответы детей |