Конспект по ФЭМП "Космическое путешествие"

Бадртдинова Лейсан Гайсовна
Хазиахметова Айгуль Альбертовна

Воспитатель, МБДУ "Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан
Старший воспитатель, МБДУ "Детский сад № 2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бадртдинова Л.Г., Хазиахметова А.А. Конспект по ФЭМП "Космическое путешествие" // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 1481467


 

Программное содержание

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей посредством создания игровых ситуаций.

Развивающая задача:

  • развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на карте;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме предметов;
  • закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10. 
  • учить использовать средства ИКТ при решении математических задач.

Образовательная задача:

  • расширить представления детей о космосе (солнечной системе, планетах, звездах).

Воспитательная задача:

  • воспитывать у детей желание помогать друг другу при выполнении заданий; 
  • умение работать в команде;
  • воспитывать взаимоуважение.

Предварительная работа с детьми.

Беседы о космосе, чтение литературы, создание фигур с использованием «Танграм» по схемам.

Дидактическое обеспечение занятия.

Детали игры «Танграм», схема ракеты, плоскостные фигуры 4 тарелок, геометрические фигуры в достаточном количестве: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; желтого, красного, синего цветов. MimioPad планшеты, презентация о космонавтах и о космосе с изображением солнечной системы. Воздушные шары, карточки с изображением ракеты с пустыми окошками для решения примеров. 

Структура занятия.

1. Вводная часть. Цель: вызвать интерес, создать эмоциональный настрой к занятию.

2. Основная часть. Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

  • наглядные приемы, показ, методы экспериментирование;
  • словесные приемы: вопросы;
  • игровые приемы: напоминание, совет, замечание;
  • творческая работа: составление ракеты из деталей «Танграм».

3. Заключительная часть. Цель: обсуждение результатов работы, закрепление положительных эмоций.

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Скажите, пожалуйста, какой сегодня день?

Дети: День космонавтики.

На экране – изображение ракеты.

Правильно, ребята, сегодня у нас 12 апреля День космонавтики. Это день, когда человек впервые совершил полет в космос.

А это что?

Дети: Ракета

Ответы детей

А этого человека вы знаете?

Да, ребята, это Ю.А. Гагарин первый человек, совершивший, полет в космос. 

А вы, ребята, хотели бы совершить космическое путешествие?

На экране портрет Гагарина в скафандре

А что нам нужно для полета?

Да, нам нужна ракета.

Ответы детей

Для создания ракеты сначала инженеры-конструкторы разрабатывают чертеж, а затем сборщики собирают ракету из различных деталей.

Сейчас мы разделимся на две команды: одна команда конструкторы, вторая сборщики ракеты.

Конструкторам я дам чертеж ракеты, а сборщикам - детали ракеты.

Конструкторы, не показывая чертеж, должны объяснить сборщикам, как разложить детали так, чтобы, ракета соответствовала чертежу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ракета у вас получилась хорошая, на которой можно отправиться в космическое путешествие: Полетим, все вместе. По местам! 

Воспитатель: Ребята перед вами планшеты «мимио». На экране вы каждый видите свою карту. Вот ваша ракета. Давайте совершим полет вокруг солнца. 

Воспитатель: Вы видит, где находится наша ракета?

Нам нужно попасть на первую точку, куда мы полетим. 

(например: вверх и вправо).

(например: вниз влево) и т.д.

А теперь нам нужно попасть на вторую точку и т.д

Воспитатель: Ребята вы молодцы, очень хорошо ориентируетесь на карте. (Космический звук, речь инопланетян).

(Команда конструкторов говорит команде строителей, как расположить геометрические фигуры, чтобы получилась ракета. Строители строят ракету. Вместе с воспитателем проверяют соответствие чертежа полученному изображению).

Воспитатель помогает только при необходимости. На экране 

Видео с изображением полета ракеты

(Дети рассаживаются за столы, на которых лежат планшеты

Ответы детей: Левый нижний угол.

(и так дети говорят о направлениях, для того чтобы попасть на каждую точку)

На экране карты солнечной системы.

Марсиане: - Кто прилетел на нашу планету?

Видео с речью марсиан

- Кто потревожил нас?

- Дети: мы земляне.

- А мы Марсиане, мы здесь живем.

Как хорошо, что вы прилетели к нам, а то мы здесь уже заскучали. Мы любим, давать сложные задания землянам и смотреть, как они справляются с ними.

Ответы детей

Первое задание ждет вас на столе в конверте.

Воспитатель объясняет, что нужно фигуры расположить так, чтобы они, чем-то были похожи.

(Если дети догадались, то в каждой тарелке будут разные геометрические фигуры, но одинаковые по цвету).

Если дети затрудняются, то около каждой тарелки можно разместить изображение инопланетянина: желтого, красного, синего цветов. Ориентируемся на подсказку, дети разложат геометрические фигуры по цветам.

(Раздается звук пролетающего объекта).

Заходит инопланетянин с планеты Меркурий.

Воспитатель:

Вы слышали, ребята, какой-то странный звук был? Что это могло быть? Ой, а это кто такой? (показывает на входную дверь, в которой видна странная фигура)

Заходит один инопланетянин с шарами в руках.

Конверт с геометрическими фигурами их много, и они разные по цвету и по форме.

И еще летающие тарелки их 3.

Инопланетянин:

Всем космический привет! Я пришелец с планеты Меркурий. Моя летающая тарелка потерпела крушение. Марсиане мне дали сложное задание, и я не могу с ним справиться, если я его не выполню, то не попаду на свою планету. 

Мне нужна ваша помощь, земляне. 

Воспитатель: А как мы вам можем помочь?

Ответы детей

Инопланетянин: 

Мне нужно ровно 10 шаров. У меня, конечно, есть немного шаров, но я не знаю, сколько их я считать совсем не умею.

Воспитатель: Ребята, мы сможем ему помочь? Давайте посчитаем шарики. Сколько у него шаров? -7.

Сколько шаров не хватает инопланетянину? Правильно 3 шара.

(воспитатель дарит инопланетянину 3 шара).

Давайте посчитаем, сколько шаров у инопланетянина. Правильно 10.

Инопланетянин: Спасибо, земляне! 

Вы меня порадовали и теперь я вернусь, на свою планету.

Ответы детей

Инопланетянин:

А давайте мы с вами потанцуем!

Физкультминутка.

Пришелец прощается.

Танец с инопланетянином «Зелёненькие лунатики»

Воспитатель: Ребята, мы помогли пришельцу с планеты Меркурий, а какие планеты вы еще знаете? 

Да все эти планеты вращаются вокруг солнца. Астрономы, ученые постоянно изучают вселенную, и сейчас называют 8 планет солнечной системы, Плутон девятая считается бывшей планетой Солнечной системы, перешедшая в разряд карликовых. Ребята, а вы знаете, что это такое парад планет. 

Это когда все планеты выстраиваются в один ряд. Давайте, мы вместе с вами попробуем на планшетах создать парад планет и перечислим их.

Первая планета Меркурий.

Вторая планета Венера.

Третья планета Земля.

Четвертая планета Марс.

Пятая планета Юпитер.

Шестая планета Сатурн.

Седьмая планета Уран.

Восьмая планета Нептун.

Воспитатель: у нас получился настоящий парад планет.

Работа с мимио планшетами

Марсиане: Молодцы ребята, вы нас удивили. Вы даже помогли пришельцу из Меркурия. Вы можете возвращаться на землю. Вашу ракету, мы забрали для изучения, а вам оставили каждому ракету, но летит она при одном условии. Догадайтесь сами. Прощайте.

Видео марсиан

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать с этими ракетами? Ведь каждая ракета имеет свое название – цифру.

И много пустых окошечек. (Дети садятся и заполняют пустые окошечки, решая примеры)

Воспитатель:

Молодцы! Начинаем обратный отчет.

10, 9,8, 7,6, 5, 4, 3, 2,1 Пуск! Прилетели.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали?

А что было для вас самым сложным?

Что вам больше всего понравилось?

(Стук в дверь. Заносят письмо. Читают письмо.)

-Ребята я успешно добрался до своей планеты и в знак благодарности отправил вам шары.

Ответы детей