Устьянова Анна Анатольевна
Сыч Евгения Юрьевна
Воспитатель, МАОУ "Центр образования № 1", г. Белгород
Воспитатель, МАОУ "Центр образования № 1", г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Устьянова А.А., Сыч Е.Ю. Современные подходы к здоровьесберегающим технологиям в дошкольном учреждении // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1479274
Основное направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ – сохранение, поддержание и обогащение здоровья дошкольников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования укрепление физического и психического здоровья детей обозначено первостепенной задачей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, а также с правильным выполнением основных движений; становлением целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [5].
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, физическому воспитанию принадлежит основная роль. Овладение физическими упражнениями воспитывает и оздоравливает детей, пожалуй, как ни одно другое направление.
Добиться положительных результатов в этой области возможно только при внедрении новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма [1].
По итогам анализа педагогической деятельности и мониторингового исследования составлен комплексный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.
К ним относятся: спортивно-оздоровительная ООД; гимнастика для органов дыхания и глаз; упражнения, способствующие формированию правильной осанки, профилактики плоскостопия; игровой массаж и самомассаж; фитотерапия.
Основной формой организационной деятельности является ООД. В связи с этим разработана новая спортивно-оздоровительная деятельность на основе произведений художественной литературы (русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др.).
В ее структуру тесно вплетены различные виды методик оздоровительной направленности: дыхательная гимнастика, спортивные и двигательные упражнения, игровой самомассаж и др. Все средства физического воспитания объединены одним сюжетом и быстро сменяют друг друга.
Такая рациональная организация ООД, использование новых нестандартных методов помогает положительно влиять на состояние здоровья и динамику физической подготовленности воспитанников, снять проблемы переутомления, поддержать интерес, обеспечить взаимосвязь образовательных областей.
Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, так как она позволяет улучшить функцию легких и работу сердца, восстановить нарушенное носовое дыхание. Методика проведения упражнений соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам. Упражнения для органов дыхания проводятся в специальном помещении, как со всеми детьми, так и в индивидуальной форме [2].
Для профилактики зрительных нарушений, плоскостопия, нарушений осанки, составлены специальные сюжетно-игровые комплексы упражнений: для коррекции зрения «Просыпайся глазок»; для формирования правильной осанки «Я позвоночник берегу»; для профилактики плоскостопия «Здоровые ножки».
Проводимые комплексы гимнастики для глаз помогают укреплять глазные мышцы, снять их напряжение, активизируют кровоснабжение глаз.
Упражнения по коррекции осанки и профилактики плоскостопия способствуют исправлению имеющихся нарушений, укреплению мышц спины, плечевого пояса, и всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени.
При составлении комплексов используются стихи и потешки, загадки, авторские разработки. Дошкольники с удовольствием подражают действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы. Это дает возможность учитывать индивидуальные интересы всех детей, привлечь к участию в играх и малоподвижных, и нерешительных ребят. Воспитанники охотно применяют эти комплексы в самостоятельной игровой и двигательной деятельности, режимных процессах [4].
Использование фитотерапии как одного из направлений здоровьесбережения в ДОУ является актуальным, т.к. лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием. Исходя из этого, разработана методика применения фитотерапии, рекомендуемая при оздоровлении и реабилитации часто болеющих детей. Использование фитотерапии в ДОУ осуществляется в периоды подъема заболеваемости ОРВИ и гриппа, раздача фиточая происходит в специальной непринужденной обстановке, в сочетании с музыкотерапией [3].
Одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья дошкольников на протяжении долгого времени остается массаж. Он полезен не только больным, но и здоровым детям. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре и вызывает у детей позитивный настрой, чувство радости [4].
Начиная с младшей группы, используются следующие виды массажа:
Замечательным свойством массажа является его благотворное воздействие на весь организм в целом.
В ходе педагогического процесса авторами изготовлено нестандартное многофункциональное физкультурное пособие – комплекс «Радуга». В него входит несколько разноцветных массажных ковриков, сделанных из специальных полимерных материалов. Коврики предназначены для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног. С пособием «Радуга» разработаны варианты подвижных игр «Полоса препятствий», «Найди свой цвет».
Нестандартное физкультурное пособие «Гусеница» представляет собой туловище гусеницы – набор набивных мячей небольшого размера, они крепятся между собой липучками, их можно свободно соединить и разъединить. Пособие имеет многофункциональную направленность и позволяет значительно разнообразить двигательную деятельность детей. Перечисленное оборудование дает возможность внести новизну в физкультурно-оздоровительную работу, сделать ее более эффективной и рациональной.
Таким образом, построение физкультурно-образовательной деятельности на основе учета индивидуальных особенностей детей, с использованием нетрадиционных форм, позволяет расширить содержание оздоровительной работы, обеспечить восстановление и укрепление физического здоровья каждого ребенка.
Литература: