Профессионализм педагога в формировании билингвизма у детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

Жубоназарова Наиля Тагирзяновна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 12 "Алтынчэч", г. Бавлы, Бавлинский район, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жубоназарова Н.Т. Профессионализм педагога в формировании  билингвизма  у детей дошкольного возраста в ДОУ и семье // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 31.05.2025).

Заказ № 1476036


 

Все мы с вами знаем, что самое главное в профессии воспитателя это любить свою работу, своих воспитанников.

Толстой Л.Н. писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель соединяет любовь к делу и к ученику, он – совершенный учитель». 

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки воспитателей, требует совершенных воспитателей.

На данном этапе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам, т.к. в нашей республике татарский и русский языки являются равноправными государственными языками.

И поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным, т.е. одинаково должны уметь владеть и татарским, и русским языками.

Готовить детей к переменам может только тот воспитатель, который сам готов к переменам, обладающий высоким уровнем знаний и умений, то есть профессионально – компетентный воспитатель.

В нашем саду есть прекрасный воспитатель по обучению татарскому языку, которая проводит интересные, познавательные занятия в кабинете татарского языка. Но я считаю, что нельзя добиться высоких результатов в билингвизме только усилиями одного воспитателя по обучению татарскому языку.

Билингвальное обучениеэто совместная, системная работа всех узких специалистов, воспитателей. Сообща вместе мы должны обеспечивать необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности.

Опыт работы показал, что изучение татарского и русского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет регулярно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.

Мы, воспитатели, участвуя в жизни детей, используем русскую и татарскую речь во время различных режимных моментов (во время приема пищи, одевания на улицу, на прогулке), т.о. знания полученные во время занятий дети постоянно применяют в практике.

Организация и проведение всевозможных праздников, утренников как русских народных, так и татарских повышают интерес не только к культуре народов, но и к языковой культуре. Все наши праздники в детском саду проходят как на татарском, так и на русских языках. Мы разучиваем стихи, песни на родном языке. Детям очень нравятся такие праздники. Они получают не только заряд бодрости, но и багаж знаний в рамках национальных татарских традиций. 

Также мы с детьми посещаем музеи. В прошлом году мы посетили музей имени Мусы Джалиля на базе школы № 6 и татарский музей на базе нашего детского сада. Посещение музеев помогают пробуждать интерес детей к своему народу, его истории, традициям, культуре, желание еще больше узнать о жизни своего народа.

У нашей группы хорошие партнерские связи с центральной детской библиотекой. Совместно с библиотекарями было проведено интересное занятие с Бабой ягой, которая прилетела к нам прямо на участок во время прогулки и научила детей танцевать татарский народный танец, организовала много конкурсов как на русском, так и на татарском языках.

Совместно с центральной библиотекой провели день семьи, организовали экскурсию в библиотеку, ребята остались в восторге от множества книг в красивых переплетах. также узнали много нового про русских и татарских писателей

Также хочу отметить, что большинство подготовленных нами к конкурсам чтецов по родному языку детей заняли призовые места.

Принимали участие в конкурсе «Джалиловские чтения», «Стихи Г. Тукая», в конкурсах чтецов, проводимых на уровне ДОУ.

От детей стараемся не отставать и мы, воспитатели. Участвовали в конкурсах, проводимых институтом развития образования РТ, прошли курсы «Использование УМК п изучению татарского языка в условиях билингвального образования», участвовали в конкурсе чтецов «Джалиловские чтения». 

Таким образом, наши воспитанники без ущерба для здоровья, без интеллектуальных перегрузок изучают татарский язык, участвуя в праздниках, концертах, спектаклях, проводимых на татарском и русском языках, знакомятся со сказками, стихами, загадками, слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы.

Но я уверена, что никакое обучение не может быть успешным вне общения. Ребенок должен общаться постоянно и с детьми, и с родителями, но в наше время родители очень загружены работой, и они почти не общаются с ребенком и наша задача-вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс и в процесс обучения родному языку. И мне кажется, наша группа справляется с этой проблемой. Мы стараемся найти подход к каждому родителю. У нас замечательные дети и родители, которые готовы прийти на помощь воспитателям в любое время, которые и спляшут, и станцуют и придумают сказку и поддержат детей во всех начинаниях. 

Ведь ни одна, даже самая лучшая образовательная программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

И в заключении хотелось бы сказать: плодотворной работа будет только тогда, когда работает слово «МЫ».