Рахманкулова Сария Завдатовна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 12 "Алтынчэч", г. Бавлы, Бавлинский район, Республика Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рахманкулова С.З. «Сказка – это волшебство!»: проект во второй младшей группе (3-4 года) // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1475933
Тип проекта: художественно- эстетический
По содержанию: ребёнок и взрослые
По характеру контактов: внутри группы
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
Актуальность проекта:
Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках
Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок, речь искаженная, не правильно произносят звуки.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; формировать у детей представления о русской, татарской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Обогащают словарный запас, развивают речь.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
Игровая мотивация:
Во время ознакомления детей с художественной литературой, через приход Бабушки – сказочницы знакомить детей с русскими народными сказками (кто пишет р.н. с., кто их передаёт из поколения в поколение) - названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Этапы работы над проектом
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.
II этап – основной
Схема реализации опыта работы по направлениям развития
Направления развития |
Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей |
Социально - коммуникативное |
Дидактические, сюжетно – ролевые, природоведческие игры. Настольно – печатные игры, игры со словом, игры на сближение, социальное взаимодействие |
Речевое |
Дидактические, театрализованные, пальчиковые, речевые игры. Логоритмика. Игры – инсценировки. Игры – драматизации |
Познавательное |
Дидактические игры, игры со словами, познавательные игры, настольно – печатные игры. |
Художественно - эстетическое |
Рисование карандашами, гуашью. Лепка из пластилина. Аппликация коллективная, индивидуальная. |
Физическое |
Подвижные игры со словами, игры с речевым сопровождением, физминутки, двигательные игры, татарские народные игры. |
III этап – заключительный
Обобщение опыта работы.
Сотрудничество с родителями
Примерный план игр для реализации проекта «Сказка –это волшебство!»
Тема проекта |
Подпроекты |
Формы работы с детьми для реализации проекта |
Беседа «Кто пишет сказки?» |
Беседа «Кто пришел к нам в дом?» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых» |
Загадывание загадок по сказкам Дидактические игры: Д/игра «Узнай сказку по предмету», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки герой?». Изготовление макетов по темам: «В гостях у сказки Маша и медведь», «Колобок и его друзья», «Кто в тереме живет?». Сюжетно-ролевые игры: «Хозяюшка», Сюж.ролевая игра «Парикмахер для Машеньки». Беседа «Кто пишет сказки?» Беседа «Кто пришел к нам в дом?» Театральная шкатулка — инсценировки сказок: «Репка», «Курочка Ряба». Чтение сказок «Заюшкина избушка», Сказки «Репка», «Шалкан», «Маша и медведь», «Маша һэм аю», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Кот, петух и лиса». Рассказывание р.н.с. «Три медведя», «Өч аю» Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. НОД по развитие речи «Сказочный сундучок». Речевые игры: «Собери и отгадай сказку», «Найди лишнюю картинку сказку», «Расскажи сказку». Игровые упражнения: «К нам гости пришли», «Кто что делает?»,»Узнай где я нахожусь» «Кто может быть таким?», «Сходство и отличие», «Придумай по рисунку», «Кто исчез», «Сказки из шкатулки». Продуктивная деятельность: Рисование по сказкам «Колобок», «Маша и медведь» Раскрась героя сказки «Колобок на поляне»,«Мисочка для трех медведей» Коллективная работа из пластилина «Теремок» Подвижные игры «У медведя во бору», «Повертелись покружились», «Зайцы и волк», «Гуси». Логарифмич.упражнение «Котенок шалун». |
«Что за прелесть эти сказки» |
Народные сказки, авторские сказки. |
Игры-инсценировки: «Оживи сказку», «Добрая сказка», «Сказка на новый лад», «Игра теней», «Речевые разминки». С.р игры «Книжкина больница». Игры на закрепление и активизацию речи на татарском языке: «Бу кем?», «Это кто? », «Кем юк?», «Кого нет?», «Кто в домике живет? », «Ойдэ кем тора?». Творческие игры: «Придумай другой конец сказки», «Назови сказку иначе», «Сказочный лабиринт», «Исправь ошибку», «Волшебные предметы из неизвестной сказки». Словесные игры: «Из какой сказки?», «Продолжи сказку», «Отыщи сходство сказок», «Хорошо и плохо», «Придумай другого героя», «Винегрет из сказок», «Из какой мы сказки», «Сказка по кругу», «Новая жизнь сказочного героя», «Путешествие по любимым сказкам», «Старая сказка на новый лад», «Бывает - не бывает», «Придумай историю», «Я начну, а ты продолжи», «Речевые разминки по героям сказок». |
|
|
Книжки-самоделки. «Загадки», «Книжка- малышка», «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского». Игры-этюды: «Клубочек», «Шкатулка со сказками», «Живые картинки», «Мы актеры». Игровые упражнения: «Как вытянуть репку», «Помоги Колобку», «Волшебные предметы из чудесного мешочка». Продуктивная деятельность: изготовление макетов «Теремок сказок», «Маша и божья коровка». Рисование: «Нарисуй свою сказку», «Кляксография», «Выдувание», «Набрызг», «Книга сказок», «Сказочные костюмы», «Коллаж из сказок», «Сказочная открытка», «Фантик», Рисование по сказкам «Колобок», «Маша и медведь» Лепка: «По лесу гуляет Колобок», «Мышка –норушка зовет к себе госте». «Мисочка для трех медведей». Аппликация: « Зайка беленький сидит», «Заюшкина избушка». Игры путешествия: «Путешествие на ковре-самолете», «Там, на неведомых дорожках», «Путешествие в лес сказочных превращений», «Путешествие на воздушном шаре». Лепбуки: «Сказки», «Татарские сказки», «Наши любимые сказки». Мультимедийные презентации: «Сказки –присказки». |
Литература: