Шихаммедова Елена Юрьевна
Воспитатель, МБДОУ №89 "Крепыш", г. Сургут, ХМАО - Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шихаммедова Е.Ю. Развитие детей по учебному методическому комплексу "Енотик" // Совушка. 2022. N4 (30). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/30/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1474399
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и подтверждает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества. Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии дошкольников является познавательное развитие. Стандарт выделил его в отдельную образовательную область – «познавательное развитие».
Под познавательным развитием в ФГОС понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребёнка под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО). Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника. Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, и др. сумели доказать, что сформированность этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. Развитие познавательных способностей лежит в основе успешной подготовки детей к школе и в дальнейшем успешном усвоении школьной программы.
Познавательный интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии познавательного интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими и системными.
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения). Развитие познавательных способностей дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.
Большинство исследований, посвященных становлению и развитию познавательной активности, затрагивают объединения детей одного возраста. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе.
Для развития познавательных способностей детей в нашем детском саду активно используется учебно-методический комплект «Енотик». Мы являемся Инновационной площадкой федерального государственного бюджетного научного учреждения «Института художественного образования и культурологии Российской академии образования с 2020 года. Тема инновационной деятельности «Вариативные модели интеграции естественного-научного и художественно-эстетического содержания образования».
Данный учебно-методический комплекс направлен на популяризацию и доступность получения математического, естественнонаучного, художественно-эстетического и инженерно-технического образования среди дошкольников, в том числе с детей с ОВЗ.
Учебно-методический комплекс способствует формированию интереса детей к объектам природы и техники, развитие у них любознательности и познавательной мотивации, способствует поддержке и развитию познавательных действий, становлению начал естественного-научного и инженерно-технического сознания, способствует развитию воображению и творческой активности, формированию первичных представлений о себе, других людях, свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
УМК «Енотик» выпускается в нескольких вариантах. Можно использовать только «Базовый набор», который включает комплекты: «Прототипирование и создание моделей», «Создание интерактивных проектов», «Развитие представлений об окружающем мире. Измерения», «Прогрессор проекта», «Одежда и атрибуты для организации проектной деятельности».
А можно дополнить комплексами научно-исследовательского направления: экология, биология, анатомия, физика, астрономия, география, геология, палеонтология и комплексами инженерно-технического направления: архитектура, мосты, моделирование, авиамоделирование, робототехника, основы программирования, математика, логика.
Уникальность комплекса в его мобильности и возможности полного или частичного использования комплектов. К примеру, работать с комплексом можно:
На данный момент авторский коллектив под руководством доктора психологических наук, профессора Владимира Товиевича Кудрявцева работает над комплексной программой «Енотик», в которой будут отражены как направления концепции естественно-научного и инженерно-технического образования дошкольников, так и основы проектной деятельности в детском саду и особенности организации семейных фестивалей. Таким образом, скоро мы получим полноценную парциальную программу.
Комплект «Енотик» мы используем:
На данным момент, творческой группой нашего сада разрабатывается картотека проектов для удобства работы всех педагогов детей старшего дошкольного возраста.
МК «Енотик» разработан для детей именно старшей возрастной группы. Однако, так как занятия, рекомендуются по подгруппам в 4-6 человек, есть возможность сформировать подгруппы детей близких по возрасту в разновозрастной группе и уже варьировать содержание занятия, и способствовать развитию познавательного интереса через элементарные опыты, моделирование, проектную деятельность.
В своей работе мы также часто используем работу в парах, сформированных по принципу «старший-младший». Таким способом происходит взаимообучение, старший ребенок становится «наставником» для младшего, происходит лучшее усвоение и содержания эксперимента (его научной базы), и способа его проведения, прочнее запоминаются выводы.
Если рассматривать методический комплекс «Енотик» относительно использования направлений, то чаще всего комплекты научно-исследовательского направления мы используем в проектах лексических тем (к примеру, проекты «Человек», «Что такое экология?», «Моя вселенная», «Я- археолог»), а комплекты инженерно-технического направления в виде дополнительных занятий- «вариативных прогулок» (например, по роботехнике, цель которых развитие пространственного мышления, логических и аналитических способностей, получение конструкторских навыков).
Конечно, мы стоим в начале пути применения, использования, внедрения в жизнь нашего дошкольного учреждения учебно-методического комплекта «Енотик», однако с уверенностью могу посоветовать его использовать в каждом дошкольном учреждении. Это удивительный комплекс!