Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательсковой деятельности дошкольников

МБОУ "Начальная школа- детский сад №1", г. Воркута

Воспитатель I квалификационной категории

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шабунас Е.В. Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательсковой деятельности дошкольников // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120050.html (дата обращения: 17.04.2024 ).

 

Для ребенка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности.
С.Л. Рубинштейн

I. Введение
Актуальность:
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни.  Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и неопознанное. 
А детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.
Известно, что ознакомление  с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Наша задача предоставить детям возможность "действовать" с изучаемыми объектами окружающего мира.

II. Проблемы
На практике мы порой сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
На эти вопросы мы, педагоги, постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Я считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

III. Основная часть
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое  желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.  
Созданная в группе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда, побуждает детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию, обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

УВАЖАЕМЫЕ СЛУШАТЕЛИ   
Вопрос: Перечислите материалы и оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ О РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ГРУППЕ)

Материалы для опытов в группе хранятся в Центре экспериментирования  Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу "научности" подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки и т.п.
Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка.
На протяжении всей работы над опытом, экспериментом предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности. Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать, поощрять познавательную  активность ребёнка. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности - проговаривать свои действия, т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным считаю конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Во время проведения эксперимента обязательно знакомлю детей с правилами техники безопасности при проведении .
Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму".  Эта пословица отражает всю сущность окружающего мира. 
Уважаемые коллеги! Я думаю, вы со мной согласитесь, что новые знания прочно усваиваются только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.  Я предлагаю вам сформировать две команды по 4-5 педагогов в каждой.

УВАЖАЕМЫЕ СЛУШАТЕЛИ Задание участникам:
Как и  любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите в группах и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками.

Гипотеза:
Приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволит развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Для того, чтобы доказать мою гипотезу, предлагаю вам в игровой форме, на основе  сказки,  опробовать  некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа  участников   мастер-класса поучаствует в проведении  опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка "Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора".
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один утенок был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там, за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Задание участникам: Посмотрите у меня вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками, сейчас с помощью карандаша я закручу лепестки к центру, и у нас  с вами  тоже получается кувшинка. Но у нас закрытые кувшинки еще не распустились. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Что происходит?
(Лепестки цветов начинают распускаться).
Вопрос участникам: Почему так происходит? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются).
Потом утенок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2
Задание участникам:  Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Понаблюдайте некоторое время. Что происходит?
(Виноградинка чуть тяжелее воды и опускается на дно. Но на нее тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает. Но на поверхности пузырьки лопаются, и газ улетает. Отяжелевшая виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покрывается пузырьками газа и снова всплывает. Так продолжается несколько раз, пока вода не "выдохнется").

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Вопрос участникам: Перед проведением следующего опыта детям необходимо напомнить правила безопасного поведения на занятии, когда исследуемый объект не может быть дан в руки детей или он представляет определенную опасность (в нашем случае – горячая вода). Вспомните и назовите эти правила.
Опыт № 3
Задание участникам:  Посмотрите  я беру  баночку с горячей водой накрываю ее крышечкой  с дырочками  и еще  мне надо положить  лед на крышечку. Ребята помогите мне, пожалуйста, положить лед на крышечку.. Что происходит?
(Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя).

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени,  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идет по мокрому песку и после него остаются следы. Потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 4
Задание участникам:   Снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше познавать окружающий мир. После дождя песок намок и утенок заметил, что на нем остаются следы. И удивился. Кто же это оставляет следы на песке?
- Посмотрите, перед вами две емкости с песком. В одной емкости сухой песок, а в другой мокрый. А на столе у меня отпечатки следов разных животных. Давайте угадаем, чьи это следы? (утенка, птицы, кота)
-возьмите по следу и попробуйте оставить следы на сухом песке, остаются (нет).
- А теперь возьмите по следу и оставьте на мокром песке. Остаются? (да)
- А как вы думаете почему? (потому что , когда песок мокрый, он может принимать любую форму).
- Правильно, мокрый песок может принимать любую форму. Какие вы у меня молодцы, все все знаете.
А тем временем наш любознательный  утенок продолжает свое путешествие. Шел, шел утенок, и увидел перед собой  огромный луг, усыпанный разноцветными цветами. К цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали. Это были пчелы.
Опыт № 5
Задание участникам:  А на нашем лугу  есть пчелы? А давайте, посадим и мы пчелок на наши цветы. Обратите внимание, на наших пчелках прикреплен магнит, а на наших цветах в серединке расположен металлический кружок.  Пчелки будут магнититься к цветку.
Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов.
Вопросы к участникам:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему остались следы на песке?
5. Почему пчелы летят на цветы?
IV. Рефлексия