Путешествие по улицам г. Оренбурга

МБДОУ №107, г. Оренбург, Оренбургская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Головнина М.В. Путешествие по улицам г. Оренбурга // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120049.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

 

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице и развитие интереса к изучению истории родного города.

Задачи:
Воспитывающие:

  • Воспитание грамотного пешехода.
  • Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно–транспортного травматизма.
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
  • Воспитывать гуманистическую направленность отношения детей к миру, культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям и птицам.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре, чувство активности, ответственности.
  • Воспитывать патриотизм к родному краю.
  • Гендерное воспитание.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления.
  • Развивать познавательную активность и познавательные интересы старших дошкольников их интеллектуальные способности.
  • Развивать внимание, быстроту реакции, память.
  • Развивать речь- доказательство.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать интерес к изучению истории родного края.

Образовательные:

  • Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
  • Сформировать некоторые знания об улицах г Оренбурга и его памятниках.
  • Закрепить представление детей о предназчении светофора и его сигналах.
  • Закрепить полученные знания детей о правилах поведения на улице, правилах дорожного движения, активизировать желание применять их на практике, в жизни.
  • Закрепить умение различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
  • Закрепить знания детей о транспорте, о его видах.
  • Закрепить знания об этичном и безопасном поведении в городском транспорте.
  • Закрепить правила пользования общественным транспортом.
  • Закрепить умение детей применить полученные знания о Правилах дорожного движения в играх.
  • Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков дорожного движения.
  • Закрепить знания детей о цвете и форме геометрических фигур.
  • Закрепить знания о первой помощи пострадавшему.
  • Формирование умения выразительного чтения стихотворения.
  • Закрепить знания детей о спец.машинах и правилах их движения.
  • Закрепить знания детей  о сказках  и мультфильмах.
  • Закрепить знания о номерах телефонов вызова экстренных спец служб.

Материалы и оборудования для НОД: Костюм Сороки, бинт, схематичная  план-схема, дорожные знаки "Пешеходный переход", "Остановка автобуса или троллейбуса", сигналы светофора, "зебра", большой напольный светофор, автобус, стульчики в нем по количеству детей, пазлы "машины", геометрические фигуры, машины игрушечные большие, телевизор, видео с презентацией улиц Дзержинского, Терешковой, Советской, рисунки детей (заранее приготовленные), музыкальное сопровождение, краски, бумага, салфетки, детские работы "Супермобили" из подручных средств.

Приемы руководства деятельности детей:

  • Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: беседа, создание проблемной ситуации.
  • Приемы активации деятельности детей в процессе НОД: беседа, видео просмотр, игры, рассказ.
  • Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, физкульт. минутки, чередование видов деятельности.
  • Приемы организации практической деятельности детей :создание ситуаций занимательности.
  • Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определении правильности выполнения заданий, взаимопомощь, похвала.
План НОД
Вводная часть. 3 мин.
  • Объявление Сороки.
  • Помощь пострадавшему.
Основная часть.  24 мин.
  • Согласование маршрута движения.
  • Стихотворения и загадки про группы дорожных знаков (запрещающие, указательные, предупреждающие).
  • Песня "Светофор".
  • Игра "Красный, желтый, зеленый".
  • Правила перехода через дорогу.
  • Беседа про спец. машины.
  • Пазлы "Собери машину".
  • Виды транспорта.
  • Загадки про сказочный транспорт.
  • Правила для пассажиров.
  • Мини-рассказ про улицы г.Оренбурга.
  • Игра "Дорога и пешеходы".
  • Презентация "Улица Советская и ее достопримечательности"
  • Выставка детских рисунков и работ .
  • Рассказы детей "Мой супермобиль".
  • Игра " Мы-шоферы".
  • Продуктивная деятельность "Знаки для Сороки".
Заключительная часть: 3 мин.
  • Оценка деятельности детей и самооценка.
  •  Подведение итогов НОД.

Длительность НОД 30 минут.

Ход НОД
Части НОД Содержание

1.Вводная часть

 

 

 

Дети сидят в зале на стульчиках.
Вбегает Сорока и тараторит: "Кар, кар, здравствуйте, ребята, сегодня в г. Оренбурге в Зауральной роще произойдет презентация суперновейших изобретений: необычных многофункциональных транспортных мобилей. Это очень красивая и шикарная выставка. Я очень хотела быть в числе первых зрителей. Ой, Ой как больно! Пока я летела в детский сад, чтобы сообщить новость, в меня какой-то озорник мальчишка кинул камень, и у меня теперь ранено крыло. Может кто-то  мне окажет помощь?
Воспитатель>: Здравствуй уважаемая, сорока, позволь нам тебе помочь?!
Дети:  В любом другом  случае мы  должны вызвать скорую помощь 03, но в нашем  можем сами  перевязать тебе крыло.
Дети перевязывают крыло.
Сорока: Ребята, спасибо вам большое .

2.Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы попасть на презентацию супермобилей? Но путь нам предстоит очень опасный по нескольким улицам нашего города. Зауральная роща находится далеко от нашего дет.сада. А на улицах очень интенсивное движение,вы должны знать Правила дорожного движения и быть предельно внимательными. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Воспитатель: (рассматривание схематической план-схемы) Чтобы добраться до Зауральной рощи нам нужно проехать по улицам Дзержинского, Терешковой, пройти по улице Советской и перебраться через реку  Урал.
Хорошо, можем отправляться в путь.
Сорока: Можно я с вами пойду? Ведь я сейчас не смогу лететь. Только вот в чем беда. Я летаю, и ваши правила дорожного движения не знаю. Вы меня  познакомите с ними?
Дети: Конечно, познакомим.
Сорока: Что я вижу!? (указывает на дорожные знаки)
Дети: Это как раз дорожные знаки, послушай,  мы о них стихотворения расскажем.
Много есть различных знаков.
Эти знаки нужно знать.
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
Сорока: А для чего они нужны. Мы сороки и без них можем летать.
Дети: Дорожные знаки нужны для безопасной организации дорожного движения. Они информируют и пешеходов и водителей об особенностях дороги. Указывают направление движения, предупреждают об опасностях.
Сорока: Да они все разные: красные, синие, да и форма различная - квадратная, прямоугольная, круглая, треугольная?
Дети: Дорожные знаки бывают запрещающими.
Красный круг обозначает
Обязательный запрет
Он гласит- нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет.
Сорока:А что они могут запретить?
(ответы детей)
Сорока: А на что они могут указывать?
(ответы детей)
Дети:
А еще бывают знаки
Взяты в синенький квадрат,
Как и где проехать можно
Эти знаки говорят.
Сорока: О чем они могут предупредить?
(ответы детей)
Воспитатель: Уважаемая, сорока, сейчас ребята загадают загадки о дорожных знаках, а ты надеюсь, их отгадаешь.

1. Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает.
Не пытайся сгоряча
Ехать мимо кирпича.
("Въезд запрещен")
2.   Посреди дороги дети.
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимателен водитель.
("Дети")
3. Этот знак тревогу бьет,
Вот опасный поворот.
Ездить здесь конечно можно,
Только очень осторожно.
("Опасный поворот")
Сорока: Спасибо, ребята, теперь некоторые знаки я знаю. Ой, ребята вижу чучело стоит на одной ноге и тремя глазами моргает. Для чего он нужен? А что означают эти три глаза светофора?
Дети: Это "чучело" зовут светофор. Ты сорока садись на лавочку в парке, а мы с ребятами споем песню про светофор и его сигналы.
Песня " Светофор"
Воспитатель: А чтобы ты лучше запомнила, что означают сигналы светофора, поиграем в игру " Красный, желтый, зеленый".Я буду показывать сигналы светофора: красный- стоим на месте, желтый-хлопаем в ладоши, зеленый-шаг вперед.
Воспитатель: Отдохнули. Отправляемся дальше. Ребята нам нужно перейти через дорогу, чтобы попасть на остановку Как мы это сделаем?
Дети: Можем пройти дорогу с помощью светофора или через пешеходный переход.
Сорока: Да, да, да я вижу какие-то клавиши черные и белые. Это что пианино большое? И знак-человечек внутри синего квадрата.
Воспитатель: Что это, ребята? ( "пешеходный переход") Расскажите как мы можем перейти дорогу с помощью пешеходного перехода?
Дети: Во время движения мы должны быть внимательными, не разговаривать друг с другом. Посмотрели  налево и направо, убедились, что нет  приближающихся машин и спец. машин. Дошли до середины дороги, посмотрели направо, убедились в отсутствии машин или что машины остановились, уступают нам дорогу, двинулись дальше. Перешли дорогу спокойным шагом.
Сорока: А про какие-то спец.машины сказали? Это какие?
Дети: Некоторые  из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами "сиренами": на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь-синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы и водители, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а а другие машины пропустить машину спецназначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
Сорока: Куда же они спешат?
Дети: Они спешат на помощь. А еще на каждой машине написаны цифры-это номера телефонов, по которым можно звонить, в случае несчастия.
Сорока: И какие же такие номера?
Дети: 01, 02,03,04(пожарная, полиция, скорая помощь, газовая служба).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру и поможем механикам собрать машины.
Пазлы "Собери машину"
Воспитатель:Машины ездят по дорогам нашей  планеты и от поведения водителей зависит жизнь пешехода. Какие виды транспорта вы знаете?
Сорока: Я знаю, я знаю летательный.
Дети :Не летательный, а воздушный. А еще бывает транспорт наземный, подземный, морской(водный).
Сорока: Ха, ха, ха а вот сказочный транспорт вы не знаете.
Воспитатель: Сорока не переживай мы знаем и сказочный, загадывай, а ребята отгадают.

  • На чем Емеля ехал к царю во дворец? (на печке)
  • Любимый вид транспорта Кота Леопольда? (двухколесный велосипед)
  • Чем смазывал свой моторчик Карлсон, живущий на крыше? (вареньем)
  • Какой подарок сделали родители Дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
  • Во что превратила добрая Фея тыквы для Золушки? (в карету)
  • На чем летал Старик-Хоттабыч? (на ковре-самолете)
  • На чем катался Кай из сказки "Снежная Королева"(на санках)
  • Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа)
  • Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед, а за ним комарики (на воздушном шарике)

Воспитатель: На каком же виде транспорта мы отправимся? (наземном - автобусе)
Воспитатель: Нам нужен соответствующий знак, где мы можем дождаться автобуса или троллейбуса.
Дети : Это знак " Остановка автобуса или троллейбуса".
Воспитатель: Сейчас, когда мы находимся на улице, нас как можно назвать?
Дети: Пешеходами. А когда в автобусе- пассажирами.
Сорока расталкивает всех пытается зайти первой.
Воспитатель: Сорока подожди не торопись. Ребята расскажите, пожалуйста правила для пассажиров.
Дети: В автобус первыми нужно пропустить малышей и пожилых людей(бабушек и дедушек), а так же девочек. Им же и место нужно уступать. Во время движения водителя не отвлекать, не бегать, в окно не высовываться, держаться за поручни. Мороженое не кушать, потому что можешь испачкать соседа. Ну, а если вы едите в дальний путь ,вы еще должны пристегнуться ремнями безопасности. В легковой машине сидеть в спец .детском кресле.
Сорока: А я все тороплюсь. Извините меня пожалуйста.
Воспитатель: Хорошо. А сейчас я буду раздавать геометрические фигуры. Вы найдете свое место в соответствии с цветом и формой вашей геометрической фигурой.
(дети и сорока рассаживаются в автобусе)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами едем в автобусе. Я расскажу про некоторые улицы  нашего города.
В названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа, ощущается величие прошлых лет. В Оренбурге из семисот с лишним улиц более ста пятидесяти носят имена писателей, художников, композиторов, ученых, героев, людей труда и т.д- имена тех, в чьих делах отразились честь, доблесть, ум и талант народа.
Один из борцов за правду, за счастливую жизнь, бесстрашный и был Феликс Дзержинский. В честь него был назван проспект  в нашем городе по которому сейчас едем. Следующая улица названа в честь первой женщины космонавта Валентины Терешковой. Еще в нашем городе улицы носят названия Правды, Пушкинская, в честь первого в мире космонавта Юрия Гагарина, писателя Горького и много других имен.
Воспитатель: Ну вот ребята мы с вами и добрались до улицы Советской. Дальше мы пойдем пешком, так как  эта улица-пешеходная зона -единственная в городе. Выходим с автобуса так же уступая малышам и пожилым людям. В нашем случае уступите дорогу нашей пострадавшей сороке.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем как мы знаем правила дорожного движения с помощью игры "Дорога и водители" Я буду показывать красный сигнал светофора: пешеходы стоят, водители едут, дети везут машинки по дороге. Показываю желтый - машины останавливаются, зеленый -машины стоят, а пешеходы идут по пешеходному переходу.
Сорока пытается повторять за детьми-пешеходами.
Сорока: Теперь я всем своим сорокам расскажу, чему ребята меня научили. Да мы с вами почти и добрались до выставке суперновейших изобретений. Осталось нам пройти через мост или проехать по канатной дороге.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проехать по канатной дороге.
Сорока: Да. а пока мы с вами будем ехать посмотрим фильм про улицу Советскую и ее достопримечательности.
Видео просмотр.
Изначально г Оренбург строился как город- крепость. И улица Советская носила иное название: Большая(народное название) и Губернская(официальное название).В самом начале улице, перед мостом стоит памятник Чкалову. Раньше наш город Оренбург назывался Чкаловск, в честь героя  летчика-истребителя. В его честь также названо высшее авиационное училище в городе. Чкалов никогда не был у нас, он учился в институте воздушного боя и бомбометания  в другом городе. Впоследствии этот институт перенесли в г. Оренбург и он стал школой военных летчиков. Здесь получил диплом с отличием, будущий первый космонавт Юрий Гагарин. Вся улица Советская исторический памятник.
В каждом городе есть такие места, которыми очень дорожат жители и стремятся их сохранить для будущих поколений. В Оренбурге одно из таких мест - набережная реки Урал, или как ее называют Беловка. Это были и остаются любимые места для гуляний и отдыха жителей г Оренбурга. Строить жилые дома вблизи берегового откоса реки Урал запрещалось. В настоящее время набережной Урала считается небольшой бульвар имени А.С Пушкина. Здесь же находится Музей Истории г Оренбурга. Двум гениям А.С Пушкину и В.И Далю, которые вместе путешествовали и посетили г Оренбург, на улице Советской находится памятник. А также Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Оренбургский областной драм. Театр им Н.Горького, Оренбургская универсальная областная научная библиотека им Н.Крупской. А этот мост через реку Урал не просто мост, он еще является границей между Европой и Азией - частями света.
Сорока: Ура, вот мы и добрались до выставки супермобилей.
Выставка детских рисунков и детских работ.
Воспитатель: Ребята, да это же ваши работы. Это вы являетесь изобретателями.
Сорока: Расскажите, расскажите скорее о них поподробнее.
Рассказы детей о функциях супер изобретений.
Воспитатель: Как и во всякой презентации без игр не обойтись. Игра "Мы –шоферы" Повторяйте все  за мной.
" Едем, едем на машине(движение рулем)
Нажимаем на педаль( ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем(рычаг повернуть к себе, от себя)
Дворники считают капли( " дворники"-согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево)
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер(пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда!( правый палец правой руки вверх)"
Сорока: Спасибо, ребята, если вы такие изобретательные, то не смогли бы вы изобрести и подарить нам сорокам знаки движения для нас.
Дети: Конечно, милая сорока.
Продуктивная деятельность: Рисование знаков для сорок.

3.Заключи-
тельная       часть.

Сорока: Благодарю вас, ребята. Такие красивые знаки у вас получились. Будем теперь с сороками их изучать и применять. Вы такие умные, отзывчивые, добрые - меня не бросили в беде. Мы с сороками посоветовались и решили тоже сделать вам сладкий сюрприз- похожий по цвету на сигналы светофора цветные шарики (разноцветное драже).
Дети: Милая ,сорока, мы тебе тоже говорим спасибо за приятную новость и за такой увлекательный рассказ про улицы нашего города. Мы с ребятами тоже узнали много нового и интересного, про наш город, и закрепили знания по Правилам дорожного движения.
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она  азбука над головой
Знаки развешаны вдоль мостовой
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда.

Длительность НОД 30-35 минут.

Список литературы

  1. Авдеева, Я. Я Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  2. Клочанов, Я. Я. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  3. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
  4. Данилова Т.И. Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД.  - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  5. Интернет-ресурсы.