МБДОУ "Детский сад №242", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Учитель-логопед
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Трубина Е.А. Организация клуба: "Компетентный родитель - счастливый ребенок" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120043.html (дата обращения: 22.11.2024 ).
Проблема взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний день остается одной из актуальных. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не будет эффективной на 100%, если к системе не подключаются родители, семья.
Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Чем занят родитель, пока его ребенок находится в детском саду? Родители в наше время стали очень загружены работой, редко видят своих детей, мало проводят с ними выходные. Встречаются родители, которые недооценивают или переоценивают возможности собственных детей, в силу отсутствия психолого-педагогических знаний, умений и навыков.
Вопрос повышения компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из ведущих направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения.
Психолого-педагогическая компетентность родителей – это определенный «багаж» знаний о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью преодоления тех или иных нарушений. Не отрицается тот факт, что есть родители, пользующиеся специальной литературой, интернет ресурсами, которые хотят самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Тем не менее, подчеркнем, что далеко не каждая книга и материалы, размещенные на различных сайтах интернета соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер.
Поэтому с целью повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей с речевыми нарушениями мы создали клуб «Компетентный родитель – счастливый ребенок» на базе нашего детского сада, который начал свою работу в 2013 году.
Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста. Клуб является дополнительным компонентом воспитательно–образовательного процесса, где родители могут вооружиться определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.
Работа клуба рассчитана на 1 год в подготовительной логопедической группе. Заседания проводятся 1 раз в месяц: с сентября по май включительно, в среду, в вечернее время. Каждое заседание включает в себя теоретическую и практическую часть. Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, ст. воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей групп. В целях повышения заинтересованности родителей приглашаем на заседания разных специалистов: учителя начальных классов, детского стоматолога, отоларинголога, невролога, детского психиатра. В положении об организации и работе клуба мы сформулировали подробно цели и задачи непосредственной работы сотрудников с родителями.
Нами используются разные эффективные формы работы – беседы, лекции, круглый стол, консультации, тренинги, показ открытых мероприятий с детьми, практикумы, фотовыставки, деловая игра, игровые упражнения, презентации, мастер-классы, памятки для родителей.
Наш небольшой опыт показывает, что данный вид сотрудничества и преподнесения психолого-педагогических знаний очень эффективен и оказался востребованным, так как, родители, не смотря на собственную загруженность, с удовольствием посещают заседания клуба, включаются в работу практикумов и семинаров, круглых столов, бесед, мастер-классов, игр и упражнений. И данным опытом мы хотим поделиться.
Перспективный план заседаний клуба на учебный год:
Мес.яц | Тематика мероприятий | Форма проведения | Ответственные |
Сентябрь |
«Родитель – это звучит гордо» |
Беседа |
Старший воспитатель |
«Адаптируемся вместе» |
Практикум |
Воспитатель |
|
«Играем вместе» |
Игровые упражнения |
Психолог |
|
«Особенности детей с ОНР. Родитель – активный участник коррекционно-педагогического процесса» |
Консультация |
Логопед |
|
Октябрь |
«Секреты психологического здоровья» |
Тренинг |
Психолог |
«Обследование артикуляционного аппарата, |
Мастер-класс |
Логопед |
|
«Санаторное лечение для детей с речевыми проблемами» |
Лекция |
Невролог, приглашенный из поликлиники |
|
«Значение мелкой моторики в речевом развитии» |
Игровые упражнения |
Логопед |
|
Ноябрь |
«Детские страхи, как их побороть?» |
Практикум |
Психолог |
«Игрушка своими руками» |
Мастер-класс |
Воспитатель |
|
«Как заинтересовать гиперактивных малышей?» |
Практикум |
Психолог |
|
Декабрь |
«Проблемы риновирусной инфекции в произношении и предполагаемые последствия» |
Лекция |
Оторинола-ринголог из поликлиники |
«Фонематическое восприятие и слух в жизни ребенка» |
Игровые упражнения, памятки, |
Логопед |
|
«Подготовка к новогоднему утреннику» |
Показ детьми хороводной новогодней песни |
Музыкальный руководитель |
|
Январь
|
«Обучение грамоте. Звуко-буквенный анализ. Когда начинать письмо и чтение?» |
Практикум |
Логопед |
«Подготовка к школьному обучению. Критерии подготовленности к школе» |
Беседа |
Психолог |
|
«Физическая готовность к школе. Профилактика сколиозов, плоскостопия » |
Физические упражнения |
Инструктор по физической культуре |
|
Февраль |
«Профилактика дисграфии, графо-моторные навыки» |
Практикум |
Логопед |
«Словесно-логическое мышление старших дошкольников» |
Тесты и упражнения |
Психолог |
|
«Математика в жизни будущих школьников» |
Лекция |
Воспитатель |
|
«Проблемы, с которыми сталкиваются первоклассники» |
Беседа |
Учитель начальных классов |
|
Март |
«Какие книги читать детям, как правильно выбрать книгу для чтения?» |
Презентация книг для чтения |
Логопед |
«Познавательная деятельность на пороге школы» |
Беседа |
Психиатр из городской больницы |
|
«Антистрессовая гимнастика, техника упражнений по психосаморегуляции» |
Игровые упражнения |
Психолог |
|
Апрель |
«Игры на лето» |
Презентация игр |
Логопед |
«Прощальные посиделки выпускников» |
Деловая игра |
Психолог |
|
Чаепитие с выпускниками и их родителями |
Фотовыставка |
Воспитатель |
|
Май |
Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год |
Круглый стол |
Ст. воспитатель, психолог, воспитатели, логопед, инструктор по физ.культуре, муз.руководитель |
В перспективе планируется организовать работу клуба на 2 или 3 года, включив старшую и среднюю логопедические группы, а также общеразвивающие группы, где можно охватить профилактику речевых нарушений.
Список используемой литературы