Советы учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста "Подготовка руки дошкольника к письму"

МБДОУ "Детский сад №242", г. Новокузнецк, Кемеровская область

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овечкина Н.Г. Советы учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста "Подготовка руки дошкольника к письму" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120042.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

 

Как часто приходится слышать от учителей: "Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно".

Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли готовить к школе лучше и основательнее?

Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука дошкольника - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка – дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии "дрожащими", нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам. Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.

Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.

Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – вот эффективные пути подготовки руки к письму.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Работа по подготовке руки дошкольника к письму включает три этапа.

На первом – подготовительном этапе используются  упражнения:

  • упражнения без использования дидактического материала (пальчиковые игры, пальчиковый алфавит; массаж и самомассаж);  
  • упражнения с использованием дидактического материала (упражнения на развитие тактильного восприятия; игры и упражнения с природным материалом: игры с водой, рисование пальцами по песку, выкладывание узоров из крупы, семян,  орехов, косточек; игры с конструктором и мозаикой по образцу и собственное воображение; работа с пуговицами (пришивание, выкладывание узоров), прищепками,  крючками, липучками, застежками, шнурками; упражнения  на нанизывание и выкладывание (из спичек, счетных палочек, бус, выкладывание букв);
  • продуктивные виды деятельности (лепка; аппликация - симметричное силуэтное вырезание, обрывание по контуру, выкладывание узоров; конструирование из бумаги и природного материала; бумагокрутение - квиллинг; изобразительная деятельность - рисование красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами и мелками, выполнение рисунков по образцу, трафаретам, штриховка образца буквы).

Основной этап проводится по следующим направлениям:

1 направление -  обучение детей правильной посадке за столом (сидеть прямо; опираться спиной на спинку стула; не опираться грудью на край стола; ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

2 направление - обучение ребенка правильно держать карандаш и бумагу.

3 направление –  рисование точек, прямых, наклонных, параллельных линий, полуовалов, кругов, зигзагов. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма, зрительное внимание.  Упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой;         

4 направление –  написание  печатных букв и элементов письменных букв в тетрадях с крупной клеткой, в строке. Цель упражнений – усвоение графического изображения печатных букв алфавита, профилактика дисграфии и дислексии; развитие координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

На заключительном, третьем этапе работы  детей полезно обучить написанию графических диктантов (копирование графического рисунка без речевого сопровождения взрослого, копирование графического рисунка по памяти, графический диктант с речевым сопровождением взрослого). Цель таких упражнений заключается не только в развитии координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, но и развитие мышления.

Таким   образом, поэтапная    работа будет способствовать формированию у старших дошкольников руки к письму,  готовить  детей к дальнейшему школьному обучению и способствовать профилактике нарушений процесса письма. Помните, уважаемые родители, о том, как говорится в одной китайской пословице: "Один родитель дороже тысячи учителей!"  

Желаю удачи!

Список литературы

  1. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. М.: Просвещение, 2003.
  2. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Иванникова О. О формировании графических навыков //Дошкольное воспитание. 2007. № 12.
  4. Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. М.: Гном и Д, 2005.
  5. Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.