МБДОУ "Детский сад №242", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Учитель-логопед
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Овечкина Н.Г. Советы учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста "Подготовка руки дошкольника к письму" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120042.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Как часто приходится слышать от учителей: "Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно".
Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли готовить к школе лучше и основательнее?
Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука дошкольника - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка – дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии "дрожащими", нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам. Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.
Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – вот эффективные пути подготовки руки к письму.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
На первом – подготовительном этапе используются упражнения:
Основной этап проводится по следующим направлениям:
1 направление - обучение детей правильной посадке за столом (сидеть прямо; опираться спиной на спинку стула; не опираться грудью на край стола; ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
2 направление - обучение ребенка правильно держать карандаш и бумагу.
3 направление – рисование точек, прямых, наклонных, параллельных линий, полуовалов, кругов, зигзагов. Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой;
4 направление – написание печатных букв и элементов письменных букв в тетрадях с крупной клеткой, в строке. Цель упражнений – усвоение графического изображения печатных букв алфавита, профилактика дисграфии и дислексии; развитие координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
На заключительном, третьем этапе работы детей полезно обучить написанию графических диктантов (копирование графического рисунка без речевого сопровождения взрослого, копирование графического рисунка по памяти, графический диктант с речевым сопровождением взрослого). Цель таких упражнений заключается не только в развитии координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, но и развитие мышления.
Таким образом, поэтапная работа будет способствовать формированию у старших дошкольников руки к письму, готовить детей к дальнейшему школьному обучению и способствовать профилактике нарушений процесса письма. Помните, уважаемые родители, о том, как говорится в одной китайской пословице: "Один родитель дороже тысячи учителей!"
Желаю удачи!
Список литературы