Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой родного края (из опыта работы)

МАБДОУ "Детский сад № 191", г. Краснодар, Краснодарский край

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Суршкова Ю.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой родного края (из опыта работы) // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120041.html (дата обращения: 18.04.2024 ).

 

С внедрением ФГООС ДО одним из наиболее важных аспектов образования является формирование у дошкольников знаний об истории и культуре России, а также малой Родины, а так же  ценностных ориентиров: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине. Этому способствует внедрение регионального компонента содержания образования.
Овладение культурой Кубани проходить через ознакомление с исторически сложившимися культурными и  национальными традициями Краснодарского края. Начиная знакомство богатством и разнообразием растительного и животного мира с дошкольного возраста, позволяет уже на ознакомительном уровне познать удивительный мир Кубани, ее быть и культуру. Только через познание малой Родины мы можем воспитать настоящих патриотов своей страны. Все мы знаем, что без знания прошлого нет настоящего.
История нашей Родины свидетельствует о том, что всегда одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе много компонентов:  политические, социокультурные, духовно – нравственные, исторические они является естественным инстинктом сохранения любой нации в плохое время для нее. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения нужно начиная с 3 лет.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что требует большого труда и терпения. В современных семьях прослеживается недостаточное удиление  внимания вопросам воспитания патриотизма, гражданственности, а порой считают их не значимыми для детей дошкольного возраста, ссылаясь на возраст ребенка. Родители считают это пустой тратой времени, аргументируя это тем, что ребенок мал и еще не воспринимает всего так как бы им хотелось.
В начале работы над данной темой мною было проведено анкетирование родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания. У  большей части вызвал затруднение вопрос: "Что же такое патриотическое воспитание?".  Мало кто из них смог дать правильный ответ на поставленный вопрос. Именно это послужило толчком к  проведению круглого стола: " Патриотическое воспитание сегодня".
В дальнейшем при работе с родителями использовались следующие формы работы:

  • групповые мероприятия: " Кубанские посиделки", " Осень на Кубани", "Зимние забавы", в которых родители принимали активное участие, готовили совместные номера для выступления, пели песни, участвовали в викторинах;
  • индивидуальные консультации, беседы, которые проводятся регулярно, помогают многим родителям осознать значимость воспитания юных патриотов нашей страны;
  • организация фотовыставок помогает показать красоты города и края ("Краснодар,  любимый лучезарный", "Мой любимый домашний питомец", "Люблю тебя, мой край родной"), привлечь внимание к вооруженным силам РФ, воспеть победу дедов и прадедов, воспитать гордость за свою страну ("Мой папа служил в Армии", " Победа деда - моя победа", "Космонавты Кубани");
  • совместное творчество родителей и детей  - единения семьи создание рисунков, аппликаций, поделок ("Осень золотая", "Новогодние чудеса", "Светлая Пасха");
  • совместное проведение проектов: "На Кубани мы живем…"(долгосрочного, участвуют дети и родители), "Масленица" (краткосрочный проект, участвуют дети), "Весна 45 года" (краткосрочный проект, участвуют дети, родители, ветераны округа)
  • оформление информационного стенда:  рубрики: "Поэты и писатели Кубани детям", "О подвигах наших предков", "Знаменитые люди Краснодарского края";
  • для дошкольников организовываются  встречи с интересными людьми: ветеранами ВОВ, космонавтами, писателями, спортсменами;
  • на протяжение нескольких лет осуществляется оформление  мини-музея на базе детского сада силами воспитателей и родителей.

Во время наших совместных мероприятий дети исполняют кубанские песни, танцы, играют в кубанские игры, а так же знакомятся с бытом казаков.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогащается и активизируется словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, его культуре и истории расширяется представление об окружающем мире.
Важным показателем так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У них выработывается активная позиция, появляется чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Они стали активно участвовать в мероприятиях группы и детского сада.

Список литературы

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Ватаман В. П. Воспитание на традициях народной культуры. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М.: Скрипторий, 2010.
  4. Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы, Краснодар: Мир Кубани, 2007.
  5. Маркова В. А.,  Данилина Л. М.  Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. Краснодар: Традиция, 2007
  6. Маслов Л. В. Кубанская старина. Краснодар: Перспективы образования, 2008.
  7. МахоневаМ. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  8. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. Краснодар: Перспективы образования, 2005.
  9. Легких Н. П. Гусарова И. Н. Ты, Кубань, ты наша Родина. Краснодар: Мир Кубани, 2004.