Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве ДОУ

МБДОУ детский сад №5 "Теремок", Хакасия, с. Шира

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кокова Е.И. Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве ДОУ // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120029.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

 

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;  развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре народов, проживающих на территории региона.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо  пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также  национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревне проживающего на территории региона.
В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста осуществляется в организованной образовательной, самостоятельной деятельностях, а так же через кружковую.
Начиная с 2014-2015 учебного года детей старшего дошкольного возраста знакомим с культурой бытом и языком хакасского народа.
Цель программы работы кружка "Олган тузы":
- создание  условий для ознакомления детей  дошкольного возраста с языком и культурой  коренного народа Республики Хакасия.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с хакасским языком.
- Познакомить детей дошкольного возраста с культурными традициями хакасского народа.
- Расширить представления дошкольников  оприроде и животном мире Республики Хакасия.
- Создать условия для интереса к культуре и языку коренного народа  своей малой родины и её природе.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для воспитанников подготовительной к школе группы.
Занятия кружка проводятся  в игровой форме, со сменой различных видов деятельности. Игра является доступной и эффективной формой деятельности при ознакомлении детей с устной хакасской речью, культурой  коренного народа Хакасии.  В игровой  форме дети легко усваивают хакасские слова, фразы, небольшие предложения. Игра помогает детям  освободиться от страха говорить на другом языке, оставляет яркое впечатления от занятия кружка.
В своей работе я  опираюсь  на программу "Из поколения в поколение" С.И. Лалетиной. В гости к детям приходят дедушка Арчоол, бабушка Арина, девочка Тарина, Солнечный зайчик, ягненок Хынчан, котенок Барсик. Все они герои волшебной сказки С,Ломкиной "Солнечный зайчик".
Дедушка Арчоол и Тарина одеты в хакасский национальный костюм, а бабушка Арина- в русский. Они помогают детям знакомиться с хакасским языком и традициями хакасского народа.
На занятиях кружка использую сюжетно-ролевые игры ("Давайте познакомимся"), хакасские народные игры ("Спрячь рукавицу", "Спрячь колечко" "Коршун и цыплята и др.), подвижные ("Построй юрту" и др.) и пальчиковые игры ("Семья" и др.), скороговорки ("Мин!н адым…" и др.), различные игровые приемы (внезапное появление героев, волшебный клубочек и т.д.).
Для более осознанного  запоминания новых слов дети рисуют (национальный костюм, жилище, природу Хакасии и т.д.), лепят животных, обитающих на территории региона, создают аппликации с элементами хакасского национального орнамента (украшение рукавички и сапога).
Немало важное значение в ознакомлении с  языком и культурой хакасского народа приобретают пение, прослушивание  музыкальных произведений, разучивание небольших стихотворений (начинаем с простых и легких для дошкольников). Это способствует развитию слухового восприятия языка в целом, развивает  воображение, стремление к изучению новых слов и фраз.
Дети с удовольствием участвуют в национальных праздниках "Чир-Ине", "Чыл Пазы", которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
В течении года  при прохождении тем программы кружка дети получают знания о традициях, культуре и языке коренного населения Хакасии, что является важным фактором для сохранения языкового наследия народа.