МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5 "Теремок", г. Набережные Челны Республики Татарстан
Педагог, психолог, воспитатель
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мухамадеева В.Ю., Валиуллина М.Ш., Чатова Ф.Х. Развитие художественно-эстетической деятельности и естественно-научных представлений дошкольников посредством ручного труда // Совушка. 2016.№1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120007.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Актуальность темы.
Становление и формирование художественно-эстетического отношения в онтогенезе определяется параллельными процессами усвоения и создания культуры (Неменский Б.М., Новикова Л.И., Савенкова Л.Г., Юсов В.П.).
Культура, искусство, теория эстетического воспитания исследуются на современном этапе философского осмысления способа бытия в ключе всеобщей технологии человеческой деятельности. В психологии получил развитие деятельностный подход (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Леонтьев А.К. и др.), согласно которому деятельность рассматривается как основа и условие развития психики ребёнка. Исходя из этого, можно утверждать, что эстетическое отношение формируется только в соответствующей деятельности - эстетической.
Согласно деятельностному подходу, эстетической деятельностью можно назвать специфически человеческую форму активного отношения к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры. Художественная деятельность при этом выступает как наиболее специфическая область эстетической деятельности, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей на ранних этапах онтогенеза, что обосновано в исследованиях эстетиков, педагогов, психологов. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических предметных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Торшилова Е.М. обосновывает философскую точку зрения, согласно которой эстетическая деятельность понимается как духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Торшилова Е.М. мыслито форме универсальной категории ("форме вообще") и о формообразующей доминанте в процессе познавательной, продуктивной рефлексивной и коммуникативной деятельности человека, а также о формообразующих аспектах как универсальной характеристике всех видов художественной деятельности.
Наша опытно-экспериментальная работа нашла отражение в способности детей посредством ручного труда усваивать как художественно- эстетические закономерности природных явлений, так формирование у детей представлений о физических свойствах предметов.
В соответствии с этим основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения предельной самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность являет не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (Бакушинский А.В., Поддъяков Н.Н.). Следовательно, художественная деятельность понимается как условие, средство - основа формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Ребёнок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает "открытия": бумага лёгкая, плоская, она мнётся, рвётся, скручивается, её можно смять в комок и бросить, в воде она намокает; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как "комочек"(объемна), но её тоже можно изменить: оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать его к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. Если же нарисовать на бумаге, "следы" остаются, их не удаётся удалить, как на глиняной платине. Таким образом, ребёнок исследует не только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий расширяется). В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.
Основные противоречия.
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений вдухе гуманизма. Многие ученые считают, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.
Наши исследования были посвящены белокочанной капусте, а точнее ее превращениям. И мы хотели проследить связь художественно- эстетической деятельности посредством ручного труда с естественнонаучными представлениями и предметными понятиями дошкольника.
Цели и задачи:
Цель: активизация познавательных способностей детей через включение в более широкий эмоциональный и смысловой контекст по формированию эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
Предмет: природные материалы
Объект: преобразование природных материалов.
Гипотеза: Преобразование природных материалов посредством ручного труда развивает художественно- эстетическое и образное восприятие детей.
Методы исследования:
Практическая значимость:
Дидактические принципы построения и реализации работы по развитию художественно- эстетической деятельности и естественнонаучных представлений дошкольников посредством ручного труда.
Общепедагогические принципы, обусловленные единством развивающего, воспитательного пространства :
Художественно-эстетическое отношение ребенка к окружающему миру развития естественнонаучных представлений детей дошкольного возраста являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности.
В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего . Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Модель художественно-эстетического отношения к окружающему
включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.
2. Способность к активному усвоению опыта, к самостоятельной деятельности, к саморазвитию и экспериментированию(поисковым действиям). Общеизвестно, что опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах деятельности.
Интеграция художественно-эстетического и естественнонаучного развития представлений детей дошкольного возраста в работы по ручному труду, а именно: обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Природа художественно-эстетического отношения и развития естественнонаучных представлений.
Природа художественно-эстетического отношения и развития естественнонаучных представлений. отношения заключается, прежде всего, в его социальном характере (Гегель Г., Кант И.). Опыт многовекового развития художественно-эстетического отношения и развития естественнонаучной мысли показывает, что не может быть "эстетического и естественнно-научного вообще". Эстетические и естественнонаучные ценности и оценки, представления и идеалы, эстетические чувства и отношения всегда исторически детерминированы социальными условиями и практикой человека, направленной на освоение реальной действительности. Следовательно, сущность социального характера эстетического и естественнонаучного отношения есть проявление и выражение культурно-исторического развития человека.
Социальная природа эстетического и естественнонаучного отношения обусловливает его объективную детерминацию (Гольдентрихт С.С., Ежов В.С.). Эстетическое и естественнонаучное отношение невозможно без предметов или явлений, существующих реально или в образах фантазии. Отношение является эстетическим и естественнонаучным в том случае, если оно отражает качества объективной действительности. Помимо внешней объективации, оно обладает возможностью объективации внутренней, когда субъект, объективируя в конкретно-чувственном предмете свое состояние, превращает его в объективную реальность . Возникновение эстетического отношения и естественнонаучных представлений - явления объективного - связано со специфической социальной ситуацией, которая:
В развитой классификационной системе социальных отношений эстетическое отношение и естественнонаучные представления выступают как существенное и необходимое и занимает определённое место: наряду с отношениями утилитарными и ориентировочно-познавательными составляет вторую (более древнюю по происхождению) устойчивую ("вечную") группу, в отличие от входящих в первую, - производственных, политических, нравственных и правовых отношений.
Эстетическое отношение и естественнонаучные представления как всякое идеальное явление представляет собой не какой-то конкретный предмет, качество или вид деятельности. Оно реально и объективно проявляется в форме деятельного сознания как деятельная способность человека. Через эстетическое отношение и естественнонаучные представления проявляются и реализуются субъективная активность и целеполагающая деятельность, направленные на удовлетворение основных, исторически сложившихся потребностей существования и прогрессивного развития человека и общества.
Раскрытие природы эстетического отношения и естественнонаучных представлений состоит в ответе на вопросы: какие противоречия субъективного мира оно разрешает; какие способности субъекта формирует, и в каком качестве входит в реальную деятельность субъекта (Замбровский Б.Я.).
Природа эстетического отношения и естественнонаучные представления заключается в разрешении противоречия "между сущностью и существованием человека" (Наконечная О.П.). В его основе, согласно взглядам представителей современной философии, лежит внутренний мотив - потребность самоутверждения человека как родового существа.
Эстетическое - продукт свободы человеческого "Я". В сложном эстетическом отношении к миру доминирует основная потребность человека как представителя рода - стремление к осмыслению или приданию смысла своей деятельности и своему существованию в мире. Если утилитарное отношение исходит из потребности в собственном благе, то отношение эстетическое основывается на стремлении к самопознанию, самоутверждению, совершенствованию себя и общества через созерцание, оценку, переживание, созидание и творчество. Эстетическое отношение - это непрерывное взаимодействие человека с действительностью, его самоопределение, осознание самоценности и ценности мира. Таким образом, в эстетическом отношении происходит распредмечивание человеком своей человеческой сущности и "... в максимальной степени выражается осознанное стремление к полному и всестороннему развитию сущностных сил..." (Ежов 6.С., Лейзеров Л.Н., Киященко Н.И.).
Эстетическое отношение - общезначимое и общечеловеческое (универсальное) отношение, присущее всем людям и только людям, но существующее независимо от воли и сознания своих носителей. "Опыт отношений является социально-историческим продуктом и формируется, независимо от сознания и воли людей" (Раппопорт С.Х.). Становление эстетического отношения и в филогенетическом, и в онтогенетическом плане происходит в процессе освоения действительности посредством практики, общения и воспитания.
Всеобщность эстетического отношения обусловливается общественным содержанием эстетического идеала, в соответствии с которым оценивается объект, и универсальной коммуникативностью самого эстетического отношения. Однако всеобщий идеал и универсальная коммуникативность эстетического отношения приобретают значение внутреннего императива личности.
В развитой классификационной системе социальных отношений эстетическое отношение выступает как существенное и необходимое и занимает определённое место: наряду с отношениями утилитарными и ориентировочно-познавательными составляет вторую (более древнюю по происхождению) устойчивую ("вечную") группу, в отличие от входящих в первую, - производственных, политических, нравственных и правовых отношений.
Эстетическое отношение как всякое идеальное явление представляет собой не какой-то конкретный предмет, качество или вид деятельности. Оно реально и объективно проявляется в форме деятельного сознания как деятельная способность человека. Через эстетическое отношение проявляются и реализуются субъективная активность и целеполагающая деятельность, направленные на удовлетворение основных, исторически сложившихся потребностей существования и прогрессивного развития человека и общества.
Раскрытие природы эстетического отношения состоит в ответе на вопросы: какие противоречия субъективного мира оно разрешает; какие способности субъекта формирует и в каком качестве входит в реальную деятельность субъекта (Замбровский Б.Я.).
Природа эстетического отношения заключается в разрешении противоречия "между сущностью и существованием человека" (Наконечная О.П.). В его основе, согласно взглядам представителей современной философии, лежит внутренний мотив - потребность самоутверждения человека как родового существа.
Эстетическое - продукт свободы человеческого "Я". В сложном эстетическом отношении к миру доминирует основная потребность человека как представителя рода - стремление к осмыслению или приданию смысла своей деятельности и своему существованию в мире. Если утилитарное отношение исходит из потребности в собственном благе, то отношение эстетическое основывается на стремлении к самопознанию, самоутверждению, совершенствованию себя и общества через созерцание, оценку, переживание, созидание и творчество. Эстетическое отношение - это непрерывное взаимодействие человека с действительностью, его самоопределение, осознание самоценности и ценности мира. Таким образом, в эстетическом отношении происходит распредмечивание человеком своей человеческой сущности и "... в максимальной степени выражается осознанное стремление к полному и всестороннему развитию сущностных сил..." (Ежов В.С., Лейзеров Л.Н., Киященко Н.И.).
Эстетическое отношение - общезначимое и общечеловеческое (универсальное) отношение, присущее всем людям и только людям, но существующее независимо от воли и сознания своих носителей. "Опыт отношений является социально-историческим продуктом и формируется, независимо от сознания и воли людей" (Раппопорт С.Х.). Становление эстетического отношения и в филогенетическом, и в онтогенетическом плане происходит в процессе освоения действительности посредством практики, общения и воспитания.
Всеобщность эстетического отношения обусловливается общественным содержанием эстетического идеала, в соответствии с которым оценивается объект, и универсальной коммуникативностью самого эстетического отношения. Однако всеобщий идеал и универсальная коммуникативность эстетического отношения приобретают значение внутреннего императива личности. Следовательно, в природе эстетического отношения - органическое слияние личного и общественного, взаимопроникновение индивидуального и всеобщего.
Логико-гносеологическая (естественнонаучные представления) природа эстетического отношения выявляется в особом характере освоения действительности, предполагающем специфическое чувственно-эмоциональное познание человеком мира (Ларьков А.П., Лабковская Г.С.).
Формирование естественнонаучных представлений является результатом предварительной мыслительной обработки человеком объекта его эмпирического познания, посредством которой человек постигает и переживает жизнь в её собственной общественной сущности, и посредством которой человеком постигается его присутствие-бытие в этом мире (Тофтул М.Т.).
Эмоциональный характер. Помимо бескорыстия, специфику эстетического отношения и развития естественнонаучных представлений составляет эмоциональность. Эстетическое и развитие естественнонаучных представлений - "всё то, что оказывается способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную" (Чиаурели В.). В эстетическом отношении человек оценивает действительность по личностным смыслам (Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н.). Носителями личностного смысла при этом являются эмоции - психические образования, приспособленные к решению задач общественной практики в эстетической системе "субъект-объект".
Эстетические и познавательные эмоции относятся к эмоциям высшего уровня и, следовательно, образуются на основе обобщения множества жизненных впечатлений как результат долгого общения с различными объектами в различных обстоятельствах (Раппопорт С.Х.). В гносеологическом плане они обладают возможностями отражения, обобщения и концентрации видового опыта человечества, складывающегося и обогащающегося в процессе общественно-признательной деятельности.
Эстетические эмоции "суть умные эмоции" (Выготский Л.С.) в большей степени принадлежат к области интеллектуальной, чем к аффективной, отличаясь по своей природе и характеру протекания от эмоций внеэстетического порядка. Они проявляются не в "сжимании кулаков и дрожи", а разрешаются преимущественно "в образах фантазии" (Выготский Л.С.). Характерной особенностью эстетических эмоций является то, что они могут возникать в умственной сфере (без внешнего стимула), обладать в своём развитии относительной самостоятельностью и быть исключительно устойчивыми.
Вессман и Рикс дали следующее описание роли интереса в эстетической и интеллектуальной деятельности: "Эмоция интереса зачастую пробуждается раньше других аффектов и, видимо, является составным элементом любого события или мыслительного акта, достаточно важных для того, чтобы быть зарегистрированными сознанием. "Чистейшее" и самое яркое проявление интереса обнаруживается в тех состояниях завороженной поглощённости, которые характерны для интеллектуальных и эстетических форм деятельности. При наиболее полном развитии этого аффекта переживание возникает мгновенно и переживается как истинное, несомненное, оно захватывает человека, позволяя ему не замечать все то, что может отвлечь от цели, а целью является участие и достижение полного понимания".
Таким образом, эстетическое отношение рассматривается как социально-духовная взаимосвязь личности с познанием, с миром, проявляющаяся в самоутверждении (самопознании, самовыражении, самореализации) посредством гуманистически ориентированного чувствования, познания, оценивания и созидания эстетической действительности.
Общая характеристика эстетического отношения детей дошкольного возраста
В психолого-педагогической литературе на сегодняшний день нет полного научного описания особенностей художественно - эстетической деятельности и развития естественнонаучных представлений детей дошкольного возраста. Следует заметить, что существуют разные точки зрения на сам факт возможности его существования в данном возрасте; от полного отрицания к признанию наличия элементарного уровня и до характеристики рассматриваемого периода как сензитивного для формирования.
Согласно данным исследований, дошкольник открыт для восприятия и присвоения правил отношений с окружающим (Лихачёв Б.Т.), главное из которых можно определить как "родственное внимание к миру", "неотделение себя от внешней среды", "слитость с нею" (Мелик-Пашаев А.А.).
Наиболее характерная особенность эстетического отношения и развития естественнонаучных представлений ребёнка дошкольного возраста - непосредственность заинтересованного оценивающего "Я" от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.
Эстетическому отношению дошкольника присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие "иерархии" главного и второстепенного, стремление оживить и "очеловечить" (наделить душой) всё окружение. При этом эстетическое отношение (как и все прочие виды отношений) характеризуется ситуативной мобильностью, легко меняется контрастно под влиянием проходящего эмоционального состояния; тесно слито с поступком и реакцией (Мясищев В.М.). Специфика формирования эстетического отношения на этапе дошкольного детства определяется в первую очередь способами восприятия мира ребёнком (Бакушинский А.В.) и обусловливается особенностями его внутреннего мира такими, как:
Становление развития естественнонаучных представлений у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Катарсический эффект реализуется в активном участии, а нее созерцательном сопереживании. Основу интеллектуальной активности при этом составляет "сложная деятельность чувствования", когда из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий "путём вторичного творческого синтеза" сам строит и создаёт.
Источниковая база:
Список использованной литературы