Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников

МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида", г. Исилькуль, Омская область

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трушникова А.Г. Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120195.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету" 
(К. Д. Ушинский)


Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации. На первом месте из них стоят нарушения чтения и письма. По самым общим подсчетам (Е.А.Соболева) [6,64] таких детей сегодня 25% от всех школьников. Зачастую  неуспеваемость детей – логопатов связана не только с их соматической ослабленностью или сопутствующими  основному диагнозу заболеваниями, но и с низким словарным запасом.
Развитие словарного запаса,  включает в себя работу по формированию словообразовательных навыков, которая  способствует [6, с.4]:

  • первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова;
  • способствует более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов;
  • овладению навыком подбора однокоренных родственных слов;
  • обогащению словарного запаса.

Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребёнку быстро и безошибочно подбирать однокоренные и проверочные слова и научиться применять  на практике грамматические правила, что в свою очередь способствует грамотности письменной речи [2].
Изучением и разработкой проблемы дифференциальной диагностики общего недоразвития  речи, а также его коррекцией  и устранением у детей занимались Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р. Е. Левина, Н.А. Никашина, А.В. Ястребова и др. Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи исследователи рекомендуют использовать в коррекционно-образовательном процессе упражнения по подбору родственных слов, по изменению грамматической формы, по обучению навыкам словообразования.
Поэтому, в связи с назревшей необходимостью и актуальностью  проблемы коррекции и развития  грамматического строя речи,  я решила использовать в своей работе систему приёмов количественного и качественного обогащения словарного запаса за счёт обучения старших дошкольников с ОНР навыкам словообразования.
Идея заключалась в том, чтобы формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников путём использования в системе логопедических занятий приёмов словообразования для коррекции и предупреждения возникновения дисграфических ошибок и формирования компетентности в общении. Поэтому особую педагогическую значимость приобретает использование деятельностного подхода при выборе методов и приёмов обучения для  старших дошкольников. На материале специально подобранного лексического материала, грамотно используемого в загадках, занимательных стихах, рифмованных текстах, игровых ситуациях, посредством которых  дети в ненавязчивой форме учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами [4, с. 4].
При логопедическом воздействии различают три формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая. Работу над родственными  словами я провожу на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями в виде заданий в индивидуальных тетрадях.
Проведённый анализ содержания учебного материала позволяет  структурировать его и выделить три основных этапа логопедической работы по использованию системы приёмов по формированию словообразовательных навыков [29-31]:

  • в течение первого  этапа дети наблюдают за языковыми явлениями и знакомятся с понятием "родственные слова", происходит  группировка родственных слов и самостоятельный их подбор;
  • на втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений синонимии русского языка, расширение запаса однокоренных слов, совершенствование навыка

определения родственных слов в тексте;

  • основной задачей третьего этапа является развитие умений и совершенствование навыков использования родственных слов в собственной речи, развитие коммуникативных навыков.

Работа по формированию у детей понятия "родственные слова" может проводиться  на различных этапах коррекционного занятия - это прежде всего зависит от целей занятия или конкретных задач каждого этапа.

  • На этапе создания мотивационного поля (организационный момент), целью которого является создание ситуации  детей на включение  в речевую деятельность, могут быть включены игровые задания типа "4 лишний" на развитие слухового внимания, когда нужно определить слово, "не похожее" на другие

Например: Дом-дома-домино-домик;
Водитель, вода, водный, водичка;
Лес, лесник, лестница, лесная; и т.д.

  • Второй этап занятия – актуализация знаний может начаться с загадки- отгадка которой приведёт детей к самостоятельной формулировке  темы занятия и постановки проблемы:

Например:
Дел у меня немало-
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня……  ЗИМА [5, c. 3-463].
На доске появляется картинка "Зима". Проводится беседа по картинке,
детей просят с помощью наводящих вопросов придумать "слова – родственники" к слову "зима".

  • назовите зиму ласково ? (зимушка)
  • сапоги зимой, носят какие ?(зимние)
  • как можно назвать день зимой? (зимний.)
  • как называют птиц, которые на зиму не улетают в тёплые

края (зимующие)

  • что остаются делать птицы (зимовать)
  • как называют птицу (зимородок)
  • как называют избушку охотника в лесу (зимовье)

Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову "зима"? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие, зимовье, зимородок)
Задача данного этапа: формирование речевого умения, навыка, необходимого для "открытия" нового знания. Учитель-логопед в совместной деятельности постепенно, через систему  вопросов подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия.

  • На этапе открытия детьми нового знания,  задачей которого является побуждение детей к открытию  нового знания в совместной деятельности с педагогом допустимо задание по включению родственных слов в словосочетания и предложения. которое будет намного легче выполнить с опорой на наглядный материал.

Например: Про что можно сказать "зимний" (лес, сад, день); "зимняя" (дорога, погода, пора, стужа); "зимнее" (небо, солнце, утро).

  • Этап самостоятельного применения нового знания на практике.

Задача  этапа: закрепление у детей речевых умения на уровне самостоятельного применения их в  ситуации общения. Данный этап наиболее продолжительный по времени, так как дети учатся контролировать свои действия и действия сверстников в процессе речевого общения. Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На данном этапе следует учить  составлению рассказов и пересказывать тексты.
Например: Зима.
Наступила зима. Небо зимой затянуто тучами. Солнце прячется за облаками. Оно холодное и совсем не греет. С севера подул холодный зимний ветер. Дети одели тёплую зимнюю одежду, и вышли во двор. На ветках деревьев,  засыпанных снегом, жались друг к другу зимующие птицы. В этом году среди синиц, воробьёв и снегирей был заметен зимородок. Дети вынесли кормушку и насыпали зёрен, чтобы птицам легче было зимовать.
Вот такая она зимушка-зима!
Подобные задания можно давать для выполнения дома с родителями. Родители вместе с ребёнком составляют мини-рассказ с заданными родственными словами, которое можно красочно оформить в виде книжки-малышки. Родственные слова по лексическим темам представлены Стендовой информации родительского уголка и меняется еженедельно. Чтобы процесс отработки родственных слов был непрерывным воспитателям логопедических групп,  также предлагаются для выполнения различные игровые упражнения – это могут быть игры с мячом. "4 лишний", "Найди в стихотворении родственные слова", "Объяснялки" и т.п. Для закрепления родственных слов во второй половине дня  подготовлены карточки с загадками, рассказами и специально подобранным картинным материалом.
Таким образом, в результате умелого использования строгой системы заданий и упражнений, сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения позволяет добиться необходимого эффекта при знакомстве детей с родственными словами, расширить пассивный и активный словарный запас за счёт развития практических навыков словообразования. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения и синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития [3, с. 22].
Представленная методическая система имеет в образовательном процессе положительный эффект и применима как в дошкольных учреждениях, так и в школе.

Использованная литература:

  1. Александрина И.Н., Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР. ж-л. Логопед №1 2008? 29-31
  2. Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами http://www.polyaushkomsml.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5014
  3. Лалаева  Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-СПб., 1999, 22
  4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с  родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр  педагогического образования, 2009, 4
  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи. – Ярославль, 1995, 3-463
  6. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей. -- М. : ТЦ Сфера: Секачев, 2007. 64 с.