Гендерные стереотипы

МБДОУ детский сад "Василёк", Крым, Симферопольский район, с. Доброе

Педагог-психолог

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Терещенко Я.Б. Гендерные стереотипы // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120193.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

Гендерные стереотип– это один из видов социальных стереотипов, это относительно устойчивые, нормативные представления про соматические, психические и поведенческие особенности представителей мужского и женского пола, которые сложились в результате обобщения человеческого опыта и представлений про половые особенности мужчин и женщин, в обществе.
Можно сказать, что гендерные стереотипы есть одним из разновидностей превращённой формы общественных отношений, а именно – их персонофикацией в виде образов женственности (феминности) и мужественности (маскулинности). Мужская роль ассоциируется с силою, грубостью, агрессивностью, рассудительностью, а женская – с слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбием, эмоциональностью.

Выделяют 3-и группы гендерных стереотипов.

К первой относятся стереотипы маскулинности – феминности.
Мужчинам и женщинам приписывают конкретные социально-психологические черты, особенности, стиль поведения. Маскулинность и феминность являются социальными, а не биологическими категориями. Они определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашим представлением про себя и других.
Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением семейных и проффесиональных ролей соответственного пола. Для женщин основною ролью
считается - семейная, для мужчин – профессиональная, соответственно и оценка успешности личности связана с выполнением этой роли.Таким образом, женщина "обязана" реализоваться в микросреде (семья, быт),а мужчина – в макросреде (работа, политика, наука).
Третья группа гендерных стереотипов связана с половыми расхождениями в структуре работы. Как правило, женщине принадлежит экспрессивная (выполнительная и обслуживающая работа), а мужчине – инструментальная сфера деятельности (творческая, руководящая работа).
Принципиально новый подход к определению маскулинности и феминности разработала в 1974 году американский психолог Сандра Бем.В отличае от всех предыдущих исследователей, которые признавали прежде всего маскулинные и феминные черты, она доказала этот выбор общественным. Сандра Бем и её последователи показали. Что гендерные черты многогранны, что маскулинность и феминность – это не два противоположные плюса одной и той же оси. Они – две разные и независимые шкалы, два разных измерения человечества. С точки зрения многих социальных психологов люди которые, имеют высокие показатели в обоих измерениях, считаются полными, цельными человеческими существами. Тех у кого низкие показатели в обоих измерениях, считаются, психологически – нейтральными , или незрелыми, личностями.
Нужно обозначить, что определённые в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, много в чём искривляя истинную картину.
Первый негативный эффект в том , что стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло,и расхождения между мужчинами и женщинами искажаются и преувеличиваются. Доказано, что мужчины и женщины воспринимают гендерные расхождения , в тех областях , где их пол  воспринимается позитивно, а при рассматривании негативных сторон расхождения пытаются уменьшить.
Второй негативный эффект стереотипов – это разная интерпритация и оценка одного и того же события в зависимости от того, какого пола участник этого случая.
Третий негативный эффект гендерных стереотипов, лежит в торможении развития тех черт, которые не отвечают определённому половому, ролевому стереотипу. Считаеться, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, не эмоциональным, в отношениях с другими людьми. А женщина может позволить себе не сдерживать чувств, а при обиде может и плакать . Большая эмоциональность женщин есть одним из устойчивых гендерных стереотипов. Для особ мужского пола "пустить слезу" - означает нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия , что значит страх перед проявлением в себе женственности. Поэтому мужчины с выраженным подходом к мужской роли могут считать, что мужчина не должен быть эмоциональным, ни к чему улучшать экспрессивные качества, удосканавливать понимание эмоций других. Как результат : "природные расхождения" между мужчинами и женщинами ещё больше углубляются. Изучая гендерные установления общества, западные учёные считают, что в меньше выгодной ситуации находятся девочки.
Однако в нашей культуре все может быть по-другому : в ней химерно переплетаются элементы маскулинности – мужские черты (лидерство, смелость, решительность, независимость) считаются привлекательными на рациональном уровне. Между тем на эмоциональном – позитивнее отношение к феминным чертам (сопереживание, понимание других : слабость и незащищенность всегда считались нашим народом) и, может быть, в целом к женщинам. В тоже время на уровне межличностных отношений мальчики имеют менее тесные связи и контакты с друзьями и родителями – действует традиционное "табу" на мужскую эмоциональность. Девочки в подростковом возрасте встают перед делемой : развивать ли свои способности к математике, физике, информатике дальше или отдать преимущество общепринятым нормам и стандартам поведения, чтобы их приняло окружение.
Существуют отличия в поло-возрастном развитие мальчиков и девочек, а так же в формировании самосознании подростков разных полов, которое в этот период активно складывается под воздействием стереотипов, что существуют среди сверстников, а так же навязываются общественными мнениями и средствами массовой информации.
Гандерные стереотипы выражают восприятие, оценку человека как представителя определённого пола через расширение характеристик определённой половой группы на всех её членах без критического  осознания возможных индивидуальных отличий. Итак, гендерные стереотипы – это набор общепринятых норм и суждений про положение женщин и мужчин, норм их поведения, мотивов, потребностей. Они часто диктуют, приписывают мужчинам и женщинам определенные психологические черты, поведение, ряд занятий, профессию и т.д., укореняют гендерные расхождения, часто осложняют оптимизацию процессов в сфере личных отношений.
Зато гендерные стереотипы могут быть слишком обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. В этом случае они будут выполнять консервативную и даже  вредную роль, формируя у подростков скудные знания о гендерной роли и деформируя их межличностные взаимодействие. Чтобы избежать этого, нужно иметь информацию про адекватность содержания стереотипов действительности, с этой целью изучать закономерности формирования и динамику стереотипов в зависимости от возраста, пола, вида деятельности и т.д.

Список  литературы

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994.
  2. Анафьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изоб. Псих. труды : В 2-х – М., 1980.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
  4. Бернс Р.В. Развитие "Я" - концепция и образование. – М.. 1986.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.
  6. Богдановна Д. Я., Горбунов Г. Д., Киселёв Ю. А., Смирнов Б.Н.Практические занятия по психологии. – М., 1991.
  7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб ., 1997.