Современное состояние национального образования коренных народов: ханты и манси в ХМАО-Югре

ГОУ ВПО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет", г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область

преподаватель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Долженко Ю.Ю. Современное состояние национального образования коренных народов: ханты и манси в ХМАО-Югре // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120161.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

В связи с утверждением Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" (2012 г.) [1], в котором гарантируется выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, кардинально меняется отношение к национальному образованию. Этот фактор послужил началу нового, современного этапа развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре (2012–2015 гг.).
Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

В 2014-2015 учебном году изучение национальных (родных) языков коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – КМНС), организовано в следующих образовательных организациях:
10 детских садах (Березовский, Октябрьский, Белоярский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы) с общей численностью воспитанников 255 детей (2013-2014 учебный год – 9 детских садах – 246 детей); 29 общеобразовательных организациях (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) с общей численностью воспитанников 1612 человек; (2013-2014 учебный год – 28 образовательных организаций – 1694 человека); 5 учреждениях дополнительного образования детей (г. Лангепас, г. Ханты-Мансийск, Березовский район) с общей численностью воспитанников 294 человека.
В образовательную сеть общеобразовательными организациями включены 10 предметов этнокультурного содержания образования (Родной язык, Родная литература, Краеведение, География Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Охотоведение и Рыболовство, Культура народов Севера, История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Национальные виды спорта, Национальное творчество).
В 32 общеобразовательных организациях реализуются дополнительные образовательные программы, такие как обучение декоративно-прикладному искусству (21 школа), бисероплетение, "Мой край", "Окружающий мир", "Технология", экологический курс "Мы – дети природы", "Природная мастерская", "Сорни ясанг", рыболовство, охотоведение, народные традиционные промыслы.
В 5 дошкольных образовательных организациях (Березовский и Белоярский районы), реализуется инновационный проект "Языковое гнездо". Цель проекта – формирование синхронного детского двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка. С этой целью воспитательно-образовательный процесс ведётся на хантыйском и мансийском языках.
С целью стимулирования обучающихся к освоению родного языка, традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера проводятся: олимпиада школьников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера; конкурс исследовательских работ "Угорское наследие" среди учащихся младшего и среднего школьного возраста, конкурс чтецов на родном (хантыйском, мансийском, ненецком) или русском языке "Живое слово" среди обучающихся 5 – 11 классов образовательных организаций автономного округа, конкурс рисунков по мотивам финно-угорского эпоса "И мир вокруг нас", заочный этап Всероссийского конкурса "Моя малая родина: природа, культура, этнос".
В 2014 году всего в конкурсах и олимпиадах приняли участие 570 детей в возрастной категории от 6 до 17 лет, из них победителями и призёрами стали 66 человек.
Национальное искусство коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного ХМАО-Югры транслируется через деятельность творческих личностей из представителей аборигенного населения округа. Их имена известны далеко за пределами нашего края: Е.Д. Айпин (писатель), М.К. Вагатова (поэт), А.Г. Гришкин (музыкант), Г.С. Хатанзеев (мастер национальных инструментов), П.Е. Шешкин (скульптор) и др.
Образовательный процесс осуществляется не только образовательными учреждениями различных типов, но и на базе национально-культурных автономий и общественных объединений. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется и никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём (ст. 30).
Вся деятельность национально-культурных автономий и общественных объединений регламентируется государственными нормативно-правовыми документами: Федеральным законом "О национально-культурной автономии" (1996 г.), дающим право "получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д." [2, с 1].
Несмотря на то, что в последние годы значительно расширилось изучение родных языков в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и, соответственно, увеличилось количество издаваемых учебно-методических комплексов, по-прежнему остаётся актуальной потребность в создании программ, учебников, хрестоматий для учителей, наглядно-иллюстрированного материала; существует дефицит профессиональных педагогических кадров по культуроведческим дисциплинам во всех национальных школах региона. Существует также проблема разработки теории и практики в области этнопедагогики, а в частности этнодидактики (адаптация содержания, методов, средств и форм традиционной педагогики к современным образовательным технологиям и методикам, средствам образовательной интеграции, педагогическим кадрам, технико-информационным возможностям, библиотеке, экономическим возможностям).
Всем студентам ВУЗов, учащимся средних специальных заведений и профессионально-технических училищ Комитет по делам малочисленных народов Севера Администрации округа оказывает постоянную материальную помощь, но отмечается дефицит высококвалифицированных специалистов. Кроме того, среди студентов и выпускников высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений основную часть, и по сей день, составляют специалисты сфер просвещения, культуры, медицины и торговли. Не хватает специалистов технических специальностей, специалистов экономики и юриспруденции среди коренных жителей региона. Кроме того, получив образование, специалисты не возвращаются на родовые угодья, остаются в городах и крупных поселениях округа. Забывают свою культуру, язык, вступают в смешанные браки, ассимилируются с русским населением.
С целью обеспечения готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учётом этнокультурной составляющей в 2014 году организованы:
1. Курсовая подготовка учителей родных языков и литературы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования детей, воспитателей дошкольных образовательных организаций с этнокультурной составляющей системы образования.
2. Конкурсы профессионального мастерства среди педагогов: "Педагог года Югры – 2014" номинация "Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", "Лучший урок родного языка, литературы и культуры коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с использованием информационно-коммуникационных технологий", Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков – 2014".
3. Участие педагогов в международных, межрегиональных, региональных конференциях, семинарах, конгрессах, круглых столах по проблемам сохранения языка и традиционной культуры финно-угорских народов.
С целью обеспечения единства культурного и образовательного пространство, равноправия на сохранение и развитие языков народов, населяющих территорию округа, идёт развитие национального (этнокультурного) образования в ХМАО-Югре. Оно направлено на "защиту и развитие культуры и традиции коренных малочисленных народов Севера – ханты, манси, ненцев" [3].
Решение проблем национальной образовательной политики РФ тесным образом связано с анализом эффективности функционирования действующих национальных образовательных учреждений. Обобщение такого опыта необходимо для поиска оптимальных путей развития системы национального образования в поликультурном обществе.
Государственная политика в области национального образования Российской Федерации за 1991–2015 гг. принимает разнообразные меры, которые влияют на жизнь национальных школ, которые надеются на благоприятные условия сохранения, возрождения и развития национального образования в регионе.
И всё же в нашем округе в последние десятилетия, не смотря на активное возрождение культуры обско-угорских народов, рост этнического самосознания, актуализируется проблема сохранения и развития языков малочисленных народов, в том числе и мансийского языка.
Следует отметить, что обобщение педагогического опыта постсоветского периода в решении организационно-методических задач национального образования неоднократно привлекало внимание учёных. В 2015 г. над проблемами национального образования наиболее активно работают такие научно-образовательные учреждения, как:

  • Центр этнообразования АУДПО ХМАО-Югры "Институт развития образования" (г. Ханты-Мансийск);
  • Институт народов Севера Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск);
  • БУ ХМАО-Югры "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок" (г. Ханты-Мансийск);
  • Лаборатория исследований проблем физического воспитания и этнопедагогики (г. Сургут, СурГПУ).

Мероприятия проводимы научно-образовательными учреждениями (конференции по проблемам национального образования, акции по поддержке изучения родного языка, инновационные проекты, например, "Языковое гнездо", культурно-массовые мероприятия, курсы повышения квалификации по профессиям, необходимым для коренных жителей (ханты и манси) и др.) способствуют формированию национального самосознания, сохранению культурного наследия и развития национального образования в регионе.

Таким образом, в период с 1991 г. по 2011 г., на этапе "регенерации" национального образования коренных народов: ханты и манси, начинается процесс возрождения национального образования (воспитания и обучения) коренных народов в ХМАО-Югре:

  • Создаются научно-исследовательские центры по возрождению обско-угорских народов; по реализации законов "О языках коренных малочисленных народов Севера" (Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 декабря 2001 года № 89 -03); "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 июня 2003 года № 37-03);
  • Идёт процесс модернизации материально-технической, методической и ресурсной баз национальных учреждений (национальных школ, национальных дошкольных учреждений, образовательных учреждений (центров) при национально-культурных автономиях, профессиональных учебных заведений);

С 2012 г. отмечается тенденция повышения активности к изучению родного языка посредством организации и проведения разнообразных мероприятий, с целью привлечения детей и молодёжи коренных народов ХМАО-Югры к активному использования родного языка, сознательному отношению к языку как важнейшей ценности, пониманию необходимости внесения своего личностного вклада в сохранение духовных традиций родного народа.
На современном этапе развития национального образования коренных народов: ханты и манси, на административном уровне осуществляется работа по:

  • сохранению этнической идентичности коренных народов ХМАО-Югры;
  • изучению, сохранению, развитию и возрождению культурного наследия коренных народов Севера, проживающих на территории ХМАО-Югры;
  • реализации инновационного финно-угорского проекта "Языковое гнездо" с целью распространения информации о методике "Языковое гнездо" и способствованию появлению "языковых гнёзд" в финно-угорских регионах (совместно с Финляндией);
  • реализация государственной программы ХМАО-Югры "Развитие образования" на 2014-2020 годы (в соответствии с распоряжением Правительства РФ).

Основной целью национального образования к 2015 г. стало удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей коренных народов (ханты и манси), формирование и корреляция этнокультурной самоидентификации учащихся, подготовка к жизни в социуме; формирование синхронного двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка.

 

 

Литература:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". М.: Проспект, 2014. 160 с.
  2. Бугаёва А.Л. Тенденции развития образования коренных малочисленных народов Севера в современных условиях // Экономика и социум. 2014. №4-1(13). С. 868-872.
  3. Реализация этнокультурного образования коренных малочисленных народов Севера // Официальный сайт Администрации ХМАО – Югры . URL: http://www.admhmao.ru (дата обращения: 29.03.202425.01.2016).