Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Ремесло на Кубани"

МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида №112", г. Краснодар, Краснодарский край

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Близниченко Е.В. Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Ремесло на Кубани" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120160.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

(из опыта работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани")

 

Тип проекта – творческий, познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Участники – дети и родители группы среднего возраста.

Цель проекта:

  • формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части культуры народа.

Задачи проекта:

  • познакомить с историей освоения казаками Кубани;
  • раскрыть истоки народных ремесел и их роли в жизни наших предков;
  • предоставить им возможность познакомиться с изделиями, вызвать чувство восхищения их красотой и желание научиться мастерству;
  • воспитать уважение к народному мастеру, приобщать к культурным традициям кубанского народа;
  • расширить кругозор детей, развить и направить любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени.

Актуальность проекта:
    Велик мир духовных ценностей. Сегодня ученые пришли к пониманию того, насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов являются созданные ими прикладные ремесла с образной этнокультурной символикой.
     История нашего Отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, а предметы народных ремесел заменили сувенирами, предметами промышленной штамповки.
    Дети - наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны – это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Бездуховность, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, стремятся больше узнать о городе, в котором живут, о том, как жили их предки, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.

Формы работы с детьми: образовательная деятельность, игры, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр слайд-шоу, оформление выставок.

В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы ее построения: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Ожидаемый результат:
Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города; самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 I. Подготовительный
Цель: Заинтересовать детей, родителей, педагогов предстоящей темой проекта, вызвать желание стать его участниками.
Задачи:

  • Провести анкетирование по теме "Семейные традиции";
  • Познакомить родителей с планом проведения проекта, дать информацию о том, какая помощь родителей, потребуется в ходе проекта. Организовать творческую группу из педагогов и родителей. Разработать план мероприятий;
  • Изучение методической литературы;
  • Создание развивающей среды

II. Основной
Цель:  Организовать творческое сотрудничество между детьми, родителями и педагогами
Задачи:

  •  В процессе познавательных, музыкальных занятий, игр, вызвать интерес детей к познанию традиционного уклада жизни на Кубани, раскрыть истоки народных ремесел и их роли в жизни наших предков, расширить кругозор детей;
  • Организовать творческое сотрудничество между детьми, родителями и  педагогами.

Перечень мероприятий:
Утро:
Беседа – "Как казаки осваивали землю кубанскую"
Подвижная игра - "Курень"
Рассматривание изделий ремесленников Кубани  (гончарство, кружево, вышивка,
ткацкое  ремесло)
ОД Аппликация - "Плетень"
День:
Беседа - "Предметы быта и кухонная утварь казаков".
ОД Рисование - "Крынка"
Подвижные игры – "Достань платок", "Хлибчик"
Просмотр слайд шоу – "Ремесла Кубани"
Прогулка – посадка подсолнечника на клумбе участка
Художественная литература вне ОД - В. Бардадым "Как пшеница пришла на Кубань"
Вечер:
Подвижная игра – "Калачи"
Художественная литература вне ОД -  В. Бакалдин "Стихи о хлебе"

III. Оформление результатов

  • Оформление фотовыставки "Родная Кубань" (совместно с родителями);
  • Оформление выставки детских работ;
  • Оформление выставки "Традиции моей бабушки" (совместная работа детей с родителями; виды вышивания).

IIV. Заключительный
Цель: Обобщение результатов проекта.
Задачи: Проанализировать результаты работы ("Круглый стол")

  • В детском саду созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о быте и культуре казаков;
  • Заинтересованность родителей и детей культурой родного края, тем как жили их предки;
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 

Литература:

  1. Вакуленко Е.Г., Мирук М.В., Чуп О.В. Декоративно-прикладное искусство кубанского казачества. Краснодар: Традиция, 2008.
  2. Мальцева Л.В., Пономарев Н.О. Обучение молодежи гончарному ремеслу Кубани // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №1. С. 145-150.
  3. Маслов А.В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков: элективный курс. Краснодар: Перспективы образования, 2007.