Конспект образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Виртуальная экскурсия на часовой завод"

ГОУ ВПО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет", г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бабинова Е.Г. Конспект образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Виртуальная экскурсия на часовой завод" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120157.html (дата обращения: 26.04.2024 ).

ПРИЛОЖЕНИЕ: Рисунки к конспекту (.docx)

Цель: развитие познавательной активности и любознательности детей.
Задачи:

  • познакомить детей с предприятием, на котором изготавливают часы;
  • расширять знания детей о различных профессиях на заводе, о принципе их работы  при изготовлении часов;
  • воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам;
  • стимулировать детей к проявлению инициативы и самостоятельности (задавать интересующие вопросы, предлагать свои варианты решения проблем и т.д.);
  • обогащать словарь детей (сборочный цех, пинцет, увеличительное стекло, микроскоп, конвейер).

Ход мероприятия.
- Ребята, недавно мы с вами путешествовали в прошлое часов, помните?
- О чем мы узнали в этом путешествии?  (об истории часов, какими были первые часы) С какими часами мы познакомились? (дети называют виды часов).
- Как вы думаете, какими часами до сих пор пользуются в нашем современном мире, по которым можно узнать время? (ответы детей)
- Да, это механические часы.
Первые механические часы в Россию привозили из Европы в качестве подарков для знатных и богатых людей. Но, затем по приказу императрицы Екатерины II открыли две часовые мастерские: одну в Москве, другую в Санкт-Петербурге. Прошло около 300 лет, эти часовые мастерские стали часовыми заводами и работают до сих пор.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается мастерская от завода? (отличаются по размерам; по количеству человек, занятых в производстве; по количеству выпускаемой продукции).
- Где больше изготовят часов на заводе или в мастерской? (единичные экземпляры в мастерских, а на заводах более сотни).
- Процесс создания часов невероятно интересен. Ведь они состоят из множества мелких деталей, изготовление каждой из которых – настоящее искусство. Сам процесс вращения деталей тоже завораживает. А вам хотелось бы побывать на часовом заводе и посмотреть, как делают часы?
- Тогда, я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию на часовой завод  и узнать, где, как и кто делают часы (Приложение. Рис.1).
- Смотрите, ребята, какое необычное здание. На что это здание похоже?  (выслушиваются предположения детей).
Это старейшее предприятие России, Петродворцовый часовой завод "Ракета", он находится в городе Санкт-Петербурге.
Весь процесс изготовления часов происходит в этих стенах. На заводе есть два цеха – цех, где на станках вырезают детали часов, так называемый "грязный",  и  цех, где проходит сборка часов ("чистый" цех) (Приложение. Рис.2).
Производство часов начинается с создания платины – специальной заготовки, предназначенной для крепления всех механизмов. Платина – это пластина из сплава стали с латунью (Приложение. Рис. 3-6).
В ее производстве участвуют станки, на каждом из которых на платину наносятся отверстия, которые нужны будут под очередную деталь. Для этого оператор помещает деталь в специальный станок и нажимает на рычаг.
Следующий этап – это создание необходимого наполнения часов. Мастерам станков передают проект, созданный дизайнерами (Приложение. Рис. 7).
По эскизам проекта они штампуют все необходимые детали на станках.
(Приложение. Рис. 8-9).
У любых механических часов большое количество деталей: это и пружина, которая исполняет роль двигателя, и зубчатые колеса, и регуляторы, и распределители (Приложение. Рис. 10).
Некоторые детали часов настолько маленькие, что их можно принять за металлическую стружку!  Это ювелирная работа и  нельзя допускать ни единой ошибки (Приложение. Рис. 11).
Все детали должны быть точно выполненными по чертежам, иначе часы не будут работать.
Обратите внимание на процесс работы (показывают видео процесса работы)
Ребята, как вы думаете, когда в цехе работают станки там тихо или шумно. Каждый станок при включении и работе издает свой звук, а станков в цехе очень много. Давайте мы сейчас с вами попробуем изобразить звуки работающих станков с помощью  вот этих инструментов под музыку.
Игра "Импровизация"  под музыку Л.Андерсона "синкопированные часы".
- Да, шумновато получается! Но зато в следующем цехе намного спокойнее, давайте заглянем?! (Приложение. Рис. 12-13).
Когда все детали готовы, их передают в другой цех, где происходит сборка часов. Ее производят вручную. Работники сидят в практически стерильном, очень чистом помещении и, вооружившись пинцетами, увеличительными стеклами и микроскопами, собирают часы. Каждый собирает одну и ту же часть механизма, передавая часы следующему.  Такая форма работы называется конвейер. Этот процесс требует чрезвычайной точности, внимания и слаженности.
Игра "Конвейер".  Давайте попробуем поработать на конвейере. Вставайте в круг. Правую руку положите сверху, левую руку - под ладошку друга. Будем передавать хлопки по кругу под музыку, как часы на конвейере.
Собранные по всем правилам часы будут работать долгие годы (Приложение. Рис. 14-15).
Готовые часы обязательно подвергают проверке. Первый раз часы проверяют сразу после их сборки, а второй – через сутки. Точность хода проверяют в трех различных положениях. Ведь в повседневной жизни наша рука может быть поднятой вверх, опущенной вниз и вытянутой вбок.
- Дети, а где у нас в организме находится "часовой механизм", это что? Правильно, это сердце. Давайте мы сейчас проверим работу своего часового механизма – нашего сердца. Приложите руку к груди, почувствуйте – работает? Давайте его немножко зарядим. Встаньте парами лицом друг к другу, возьмитесь за руки.
Игра "На стене часы висели"
На стене часы висели         - дети, стоя друг другу лицом, берутся за руки
                                               и  выполняют движение "маятник",
                                               раскачивают руки
Тик-так, тик-так                  - расцепив руки выполняют хлопки, один перед
                                              собой, другой хлопок с другом двумя руками
                                              вместе
Тараканы стрелки съели    - "маятник"
Тик-так, тик-так                  - "хлопки"
Мыши гири оторвали        - "маятник"
Тик-так, тик-так                  - хлопки друг с другом
И часы ходить не стали     - "маятник"
Тик-так,                               - легкие шлепки по плечам друг друга
Трррр                                 - нажимая друг другу на плечи, присесть

- Ну, вот сборка часов закончена. Посмотрите внимательно на готовые часы. Заметили ли вы особенность в этих часах (дети рассматривают часы и предлагают свои варианты) (Приложение. Рис. 16).
- У завода "Ракеты" есть некоторая особенность, отличающая их от множества других. Нумерация времени на циферблате начинается не с 12-ти, а с ноля. Эти часы стали визитной карточкой Петродворцового Часового Завода "Ракета". Дети, как вы думаете, в честь какого события назвали часы "Ракета"? (выслушиваются предположения детей)
- Да, они были созданы в честь первого полета ракеты в космос с человеком. А вы помните, кто первый полетел в космос на ракете? Да, это был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Посмотрите на эти часы, о каком событии они напоминают? (выслушиваются предположения детей)
- Новые часы "Ракета" были выпущены в 2014 году честь Олимпийских игр в Сочи (Приложение. Рис. 17-18).
- Кроме "Ракеты", завод  выпускает модель , первый экземпляр которых был выпущен еще в 1945 году. Название несет особую миссию - это русские часы, которые знаменуют героизм и волю каждого жителя страны. Новая коллекция "Победы" была приурочена к 70-летию со дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне.
- Вам понравилась экскурсия?
- Что нового вы сегодня  узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Сейчас я проверю, какие вы были наблюдательные во время экскурсии.
- Какие два цеха есть на заводе? (ответы детей)
- Какие инструменты нужны мастеру при сборке часов? (ответы детей)
- Какие модели часов выпускает этот завод? (ответы детей)
Молодцы! А у вас есть вопросы ко мне? (дети задают вопросы).
- Дети, а куда вы хотели бы еще отправиться на экскурсию?