Описание опыта работы, отражающие основные этапы и результаты работы

МБДОУ ПГО "Детский сад №54", г. Полевской, Свердловская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бабицкая Н.А. Описание опыта работы, отражающие основные этапы и результаты работы // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120117.html (дата обращения: 16.04.2024 ).

ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Беседа - опрос детей по теме "Ознакомление с художественной литературой", 2. Анкета для родителей по теме "Ребенок и книга"

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы  таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Вся работа проходит через несколько этапов.
1 этап. Диагностический.
•    Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
•    Анализ уровня представлений детей (диагностика, опрос).
•    Анализ работы с родителями (анкетирование, анализ планирования).
2 этап. Методическая работа.
С целью изучения темы и обмена педагогическим опытом проведены педсоветы: "Приобщение детей к художественной литературе", "Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге", "Сказка как средство развития ребенка", консультации "Технологии развития связной речи", "Книжный уголок в группе",  семинар "Модели работы со сказкой", представлены для изучения педагогам методические рекомендации "Организация чтения художественной литературы", "Работа над прочитанными произведениями", самообразование.
3 этап. Практическая деятельность.
В ходе этого этапа проводятся различные мероприятия с детьми и родителями.
Хочется предложить  вниманию некоторые формы работы  с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.
•    "Фестиваль сказок" - театрализованная деятельность.
    Каждая  группа детей дошкольного возраста в рамках "Фестиваля сказок" готовит постановку спектакля и  показывает его детям и родителям. В театрализованной деятельности дети отражают впечатления от прочитанного, выражают свое отношение к героям. У младших дошкольников активными участниками театрализованных представлений являются родители. Они исполняют роли, готовят атрибуты, изготавливают игрушки для различных видов театров.
•    Мини-сочинения родителей "Книга в жизни моего ребенка".
Цель данного мероприятия – популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания на занятиях клуба. Родителям предлагалось в свободной форме высказать свое мнение о роли книги в развитии ребенка, какие литературные предпочтения у детей существуют, как организуют детское чтение в семье. Анализ сочинений показал, что их авторы – это родители, заинтересованные в воспитании и развитии своих детей.  Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки. Именно такой опыт  семейного воспитания может и должен являться примером для других  родителей. Поэтому выдержки из мини – сочинений были опубликованы в газете детского сада,  а сами сочинения были предложены вниманию родителей.

Цель работы: воспитание интереса и любви к книге.
Задачи:
1. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения
2. Формирование у детей нравственных представлений, личностных качеств, развитие творчества через общение ребенка с книгой.
3. Создание совместных творческих проектов детей, родителей, педагогов.
   В ходе работы клуба проводятся консультации, открытые занятия с участием родителей и  рекомендациями по организации домашнего чтения, выставки детских работ, выставки литературы, совместные вечера – развлечения "Вечер К.И.Чуковского", концерт "Поющие герои сказок", инсценировки  сказок, систематически оформляется информационный стенд для родителей.
•    Творческие конкурсы
      Широко используем такую форму работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей всех возрастных групп, сотрудников детского сада, наших гостей. Наши воспитанники и их родители стали активными участниками конкурсов:
- конкурс самодельной книги "Сделаем книгу сами, своими руками".
- конкурс поделок из природного материала "Осенние фантазии",   номинация "Сказочная полянка",
- конкурс поделок и рисунков "Любимый сказочный герой".
- конкурс художественно – прикладного творчества "Мастерим сказку".
Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Персонажи литературных произведений, изготовленные на конкурс, используются  детьми и педагогами в игровой и театральной деятельности, на занятиях.
Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:
- в детском саду имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;
- работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с детской библиотекой.
- можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей.
- родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
  Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.