Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с детьми старшей группы компенсирующей направленности, через приобщение к декоративно-прикладному искусству

МБДОУ ДС № 28, Краснодарский край Выселковский район ст-ца Новодонецкая

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлюк Т.В. Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с детьми старшей группы компенсирующей направленности, через приобщение к декоративно-прикладному искусству // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120103.html (дата обращения: 28.03.2024 ).

Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным?
В качестве основных, приоритетных направлений решения задач всестороннего развития ребенка – дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:

  • личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком,
  • принятие и поддержка его индивидуальности,
  • развитие его творческих способностей,
  • формирование социально уверенного поведения.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, но у детей с тяжёлыми нарушениями речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь недостаточно фонетически оформлена, мало понятна.
Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Сопоставляя всё вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей старшей группы компенсирующей направленности, я определилась в направлении работы данного проекта: выполняя задачи "Программы дошкольного образования от рождения до школы" под редакцией доктора психологических наук, профессора Н.Е.Веракса; доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Т.С. Комарова; заслуженного учителя России РСФСР М.А Васильева  и дополнительной коррекционной программой специально разработанной для детей данной группы в основе которой стоит "Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В.Лопатиной. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2014г необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей с тяжёлыми нарушениями. Наблюдая за своими воспитанниками, я решила  выстроить работу творчески и интересно.
Работая в старшей группе компенсирующей направленности мною  создаются все условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Разнообразные пальчиковые гимнастики, шнуровки, разрезные картинки, игры-вкладыши, штриховка в индивидуальных тетрадях, раскрашивание рисунков на свободные темы, "шаблонов-обводилок", широко и с огромным интересом используется природный материал (горох, фасоль, камешки, шишки, пёрышки, пуговицы, дощечки для развития тактильного ощущения  и многое другое). Вся эта разнообразная работа  не только развивает ребенка эстетически, но и помогает ему учиться аккуратности и терпению, усидчивости, а также разрабатывает мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные на занятиях и вне их, по развитию мелкой моторики позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно- прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, сохраняет их красоту и опыт их создания передает наследникам. Декоративно-прикладное искусство – это раздел искусства, посвящённый созданию художественных изделий.
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что необходимо провести занятия совместно с родителями для того чтобы более лучше познакомить родителей с нашей детьми работой и заинтересовать всех в работе с детьми так же в домашних условиях для более успешного результата. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня  на создание проекта "Ловкие пальчики", который включает специально организованные занятия  (физминутки, пальчиковые гимнастики, ручной труд, штриховку, игры с горохом, фасолью, рисование как красками так и цветными  карандашами, родительское собрание), как  самостоятельную продуктивную деятельность детей, так и совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, участие в конкурсах семейных талантов.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук посредством приобщения детей к декоративно- прикладному искусству.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с искусством в разных видах деятельности (например, занятия интегрированного характера; экскурсии; участия детей в выставках ДОУ;  совместная творческая деятельность с родителями).
Нельзя сказать, что я особо выделяю приоритет какой- либо форме работы с детьми. Ее выбор зависит от интереса детей к предлагаемой деятельности, их индивидуальных и возрастных особенностей, творческих способностей и занятости родителей, а также материальной базы для занятий.
Формы организации продуктивной деятельности ребенка такие как:

  • фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,
  • самостоятельная творческая деятельность,
  • совместная деятельность детей и родителей,
  • организация выставок детского творчества совместно с родителями,  предполагают активное использование взаимодействия ребенка с объектами рукотворного мира, а также применение современных технических средств обучения и новых информационных технологий, направленных на расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

Проект направлен на всестороннее развитие дошкольника:

  • формирование положительного отношения к искусству.

Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Цель проекта:
-развитие речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи через укрепление мелкой моторики пальцев рук по средствам приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей.
Задачи проекта:
Развивающие:

  • создать условия для ситуативно- делового, личностно- организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя:
  • формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;
  • воспитывать интерес к искусству.

Образовательные:

  • создать педагогические условия для развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи  через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов детского сада.

Воспитательные:

  • развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Участниками проекта: дети ДОУ № 28  старшей группы компенсирующей направленности, учитель-логопед Павлюк Татьяна Викторовна, воспитатели данной группы, родители.
Тип проекта:  игровой, подгрупповой.
Продолжительность:  краткосрочный  (9 ноября 2015г -20 ноября 2015г)
Методы и формы работы:

  • Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.
  • Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта "Ловкие пальчики" по образовательным областям:
познавательное развитие:  сформировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
социально-коммуникативное развитие: воспитания  трудолюбия и желание добиваться успеха собственным трудом:
художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с новыми пальчиковыми играми, штриховками, природным материалам и т.д. Отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности.

 

2. Деятельность в рамках проекта
Комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи, предполагает комплексное планирование и реализацию коррекционной работы с этими детьми. Направлено на устранение речевых дефектов,  предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальной коррекционной группе.

Мероприятия
I этап предварительный 2-6 ноября 2015года

  • Выбор темы проекта и его разработка
  • Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
  • Подбор материала по заявленной теме.
  • Разработка и изготовление  дидактических  игр, пальчиковых гимнастик, шаблонов для будущих рисунков, консультаций для родителей и педагогов.

II этап основной

Lата Работа с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие с педагогами Совершенство-вание предметно развивающей среды
09.11.15г Игры с горохом Консультация "Развитие мелкой моторики и подготовка руки дошкольника к письму"   Оформление и пополнение предметно – развивающей среды в соответствии с темой проекта.
10.11. Знакомство с новыми пальчиковыми играми   Консультация "Использование сенсорных игр для развития речи"
11.11 Рисование красками Памятка "Как заинтересовать ребёнка рисованием"   Создание картотек  дидактических игр, пальчиковых гимнастик, игр для развития мелкой моторики по теме проекта.
12.11 Работа в индивидуальных тетрадях цветными и простыми карандашами    
13.11 Раскраски –картинки восковыми мелками Беседа в индивидуальной форме о необходимости умения пользоваться восковыми мелками.  
16.11. Игры-вкладыши   Памятка  "Игровые методы работы в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста"
17.11. Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем" Консультация "Домашняя игротека для детей и их родителей"   Создание дидактических игр, игр для развития мелкой моторики по теме проекта.
18.11. Дидактическая игра "Волшебные дощечки"   Консультация "Совместная коррекционная предметно-развивающая среда"
19.11. Дидактические игры: "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками". Консультация "Играем пальчиками и развиваем речь"    

 

III этап заключительный
 (20 ноября) Подведение итогов проекта "Ловкие пальчики"

  • Организация выставочного уголка творческого проекта "Ловкие пальчики"
  • Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
  • Анализ эффективности работы системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с  тяжёлыми нарушениями речи и приобщения ребенка к декоративно - прикладному искусству.

 

3. Оценка результатов реализации проекта "Ловкие пальчики".
Реализация данного проекта в ДОУ осуществлялась  через цикл занятий с детьми: индивидуальную и подгрупповую  работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Специфика работы в данной группе предполагает тесное сотрудничество с воспитателями, родителями. На коррекционных занятиях, во время индивидуальной работы с детьми я  контролирую, анализирую тематические упражнения и задания для развитию мелкой моторики. Преемственность в моей  работе-  (учителя- логопеда), воспитателей и родителей позволяет добиваться положительных результатов.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Я  уже сегодня вижу качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта