МБДОУ ДС № 28, Краснодарский край Выселковский район ст-ца Новодонецкая
Учитель-логопед
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Павлюк Т.В. Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с детьми старшей группы компенсирующей направленности, через приобщение к декоративно-прикладному искусству // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120103.html (дата обращения: 22.02.2025 ).
Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным?
В качестве основных, приоритетных направлений решения задач всестороннего развития ребенка – дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:
Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, но у детей с тяжёлыми нарушениями речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь недостаточно фонетически оформлена, мало понятна.
Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Сопоставляя всё вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей старшей группы компенсирующей направленности, я определилась в направлении работы данного проекта: выполняя задачи "Программы дошкольного образования от рождения до школы" под редакцией доктора психологических наук, профессора Н.Е.Веракса; доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Т.С. Комарова; заслуженного учителя России РСФСР М.А Васильева и дополнительной коррекционной программой специально разработанной для детей данной группы в основе которой стоит "Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В.Лопатиной. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2014г необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей с тяжёлыми нарушениями. Наблюдая за своими воспитанниками, я решила выстроить работу творчески и интересно.
Работая в старшей группе компенсирующей направленности мною создаются все условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Разнообразные пальчиковые гимнастики, шнуровки, разрезные картинки, игры-вкладыши, штриховка в индивидуальных тетрадях, раскрашивание рисунков на свободные темы, "шаблонов-обводилок", широко и с огромным интересом используется природный материал (горох, фасоль, камешки, шишки, пёрышки, пуговицы, дощечки для развития тактильного ощущения и многое другое). Вся эта разнообразная работа не только развивает ребенка эстетически, но и помогает ему учиться аккуратности и терпению, усидчивости, а также разрабатывает мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные на занятиях и вне их, по развитию мелкой моторики позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно- прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, сохраняет их красоту и опыт их создания передает наследникам. Декоративно-прикладное искусство – это раздел искусства, посвящённый созданию художественных изделий.
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что необходимо провести занятия совместно с родителями для того чтобы более лучше познакомить родителей с нашей детьми работой и заинтересовать всех в работе с детьми так же в домашних условиях для более успешного результата. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня на создание проекта "Ловкие пальчики", который включает специально организованные занятия (физминутки, пальчиковые гимнастики, ручной труд, штриховку, игры с горохом, фасолью, рисование как красками так и цветными карандашами, родительское собрание), как самостоятельную продуктивную деятельность детей, так и совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, участие в конкурсах семейных талантов.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук посредством приобщения детей к декоративно- прикладному искусству.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с искусством в разных видах деятельности (например, занятия интегрированного характера; экскурсии; участия детей в выставках ДОУ; совместная творческая деятельность с родителями).
Нельзя сказать, что я особо выделяю приоритет какой- либо форме работы с детьми. Ее выбор зависит от интереса детей к предлагаемой деятельности, их индивидуальных и возрастных особенностей, творческих способностей и занятости родителей, а также материальной базы для занятий.
Формы организации продуктивной деятельности ребенка такие как:
Проект направлен на всестороннее развитие дошкольника:
Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Цель проекта:
-развитие речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи через укрепление мелкой моторики пальцев рук по средствам приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей.
Задачи проекта:
Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Участниками проекта: дети ДОУ № 28 старшей группы компенсирующей направленности, учитель-логопед Павлюк Татьяна Викторовна, воспитатели данной группы, родители.
Тип проекта: игровой, подгрупповой.
Продолжительность: краткосрочный (9 ноября 2015г -20 ноября 2015г)
Методы и формы работы:
Ожидаемые результаты проекта "Ловкие пальчики" по образовательным областям:
познавательное развитие: сформировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
социально-коммуникативное развитие: воспитания трудолюбия и желание добиваться успеха собственным трудом:
художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с новыми пальчиковыми играми, штриховками, природным материалам и т.д. Отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности.
2. Деятельность в рамках проекта
Комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи, предполагает комплексное планирование и реализацию коррекционной работы с этими детьми. Направлено на устранение речевых дефектов, предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальной коррекционной группе.
Мероприятия
I этап предварительный 2-6 ноября 2015года
II этап основной
Lата | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами | Совершенство-вание предметно развивающей среды |
09.11.15г | Игры с горохом | Консультация "Развитие мелкой моторики и подготовка руки дошкольника к письму" | Оформление и пополнение предметно – развивающей среды в соответствии с темой проекта. | |
10.11. | Знакомство с новыми пальчиковыми играми | Консультация "Использование сенсорных игр для развития речи" | ||
11.11 | Рисование красками | Памятка "Как заинтересовать ребёнка рисованием" | Создание картотек дидактических игр, пальчиковых гимнастик, игр для развития мелкой моторики по теме проекта. | |
12.11 | Работа в индивидуальных тетрадях цветными и простыми карандашами | |||
13.11 | Раскраски –картинки восковыми мелками | Беседа в индивидуальной форме о необходимости умения пользоваться восковыми мелками. | ||
16.11. | Игры-вкладыши | Памятка "Игровые методы работы в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста" | ||
17.11. | Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем" | Консультация "Домашняя игротека для детей и их родителей" | Создание дидактических игр, игр для развития мелкой моторики по теме проекта. | |
18.11. | Дидактическая игра "Волшебные дощечки" | Консультация "Совместная коррекционная предметно-развивающая среда" | ||
19.11. | Дидактические игры: "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками". | Консультация "Играем пальчиками и развиваем речь" |
III этап заключительный
(20 ноября) Подведение итогов проекта "Ловкие пальчики"
3. Оценка результатов реализации проекта "Ловкие пальчики".
Реализация данного проекта в ДОУ осуществлялась через цикл занятий с детьми: индивидуальную и подгрупповую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Специфика работы в данной группе предполагает тесное сотрудничество с воспитателями, родителями. На коррекционных занятиях, во время индивидуальной работы с детьми я контролирую, анализирую тематические упражнения и задания для развитию мелкой моторики. Преемственность в моей работе- (учителя- логопеда), воспитателей и родителей позволяет добиваться положительных результатов.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Я уже сегодня вижу качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта