Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования

МБДОУ ПГО "Детский сад №54", г. Полевской, Свердловская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Орлова С.В. Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120101.html (дата обращения: 25.03.2019 ).

Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов – это уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов ДОУ, а также родителей, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Темы проектов могут быть самыми разными. Более успешным будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Это обеспечивает мотивации к успешному обучению. По-настоящему "жизненные" проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны большинству детей.
Совместно с детьми и родителями разработали и внедрили проекты: "Выращивание лука в различных условиях", "Цветы", "Игрушка моей семьи".
Данные проекты направлены на успешную социализацию детей, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной деятельности, на успешное формирование у детей основ здорового образа жизни, интереса родителей укреплению и сохранению здоровья детей.
Проекты разработаны на основе тем включенных в рабочую программу.
В проекты вошли игры, наблюдения, исследования, экскурсии, художественное творчество, игры и игровые упражнения. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности воспитанника, позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Через проектную деятельность идет активное взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и родителями, их активное сотрудничество и труд.
В подготовительной к школе группе проходил познавательно- исследовательский проект "Выращивание лука в различных условиях", целью которого являлось не только знакомство с полезными и целебными свойствами лука, но и выявление закономерностей в процессе проведения опытов с луком. Свои наблюдения записывали в Дневник наблюдений "Выращивание лука в различных условиях". Провели мастер-класс "Готовим винегрет", рецептом и технологией приготовления поделились с читателями детского познавательного журнала "Зелёный друг". Организовали выставку рисунков детей, которые впоследствии оформили альбом рисунков "Чипполино и его друзья", "Витамины в корзинке". А общие выводы были такими: "Лук – здоровья друг" и "Здорово быть здоровым, кушай лук и не болей! " Проект "Цветы". Продукт деятельности: детский познавательный журнал "Цветочная мозаика", вели Дневник наблюдений за ростом цветочной рассады с фиксацией промежуточных результатов;, книжки-малышки, альбом фотографий "Вальс цветов".
В завершении проекта совместно с детьми и родителями выращенной цветочной рассадой украсили клумбы нашего участка, и цветы радовали красотой всё лето и осень. Дети участвовали в тематических конкурсах рисунков и поделок в Городской Детской библиотеке, заняли 2 место за коллаж "Доброе сердце"; в Международном детском творческом конкурсе рисунков и поделок "Летнее вдохновение", награждены дипломом участника.
Проект "Игрушка моей семьи" во второй младшей группе. В завершении проекта совместно с детьми и родителями была организована выставка "Умелые ручки", оформлен альбом "Новогодняя игрушка". Дети и родители стали участниками выставки детского творчества "Волшебство зимних сказок" в рамках городского фестиваля детского и юношеского творчества "Самоцветы", дипломант (грамота за 2 место). Приняли участие в Международных детских творческих конкурсах зимних рисунков и поделок "Маленькой ёлочке холодно зимой", "Любимая сказка", награждены дипломами за участие.
Важным подтверждением результативности моей работы являются творческие и спортивные достижения моих воспитанников, которые ежегодно становятся участниками и призерами мероприятий муниципального образования и участниками Всероссийских и Международных конкурсов.
Презентация проектов и результаты были представлены на родительском собрании нашей группы, педсовете детского сада.
В результате реализации проектов у детей закрепились такие качества как: любознательность, активность, умение решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту. Дети овладели первичными экологическими знаниями, путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе; осуществляется цель развития в познавательной, эмоционально-чувственной и нравственной сфере ребенка через формирование основ здорового образа жизни. У детей наблюдается благоприятная динамика показателей умственной работоспособности, укрепления здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что метод проектирования является одной из приоритетных форм работы в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную деятельность с дошкольниками.
Проект "Цветы". Продукт деятельности: детский познавательный журнал "Цветочная мозаика", вели Дневник наблюдений за ростом цветочной рассады с фиксацией промежуточных результатов;, книжки-малышки, альбом фотографий "Вальс цветов".
В завершении проекта совместно с детьми и родителями выращенной цветочной рассадой украсили клумбы нашего участка, и цветы радовали красотой всё лето и осень. Дети участвовали в тематических конкурсах рисунков и поделок в Городской Детской библиотеке, заняли 2 место за коллаж "Доброе сердце"; в Международном детском творческом конкурсе рисунков и поделок "Летнее вдохновение", награждены дипломом участника.
Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источником информации, оказывать реальную помощь и поддержку ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Проект "Игрушка моей семьи" во второй младшей группе. В завершении проекта совместно с детьми и родителями была организована выставка "Умелые ручки", оформлен альбом "Новогодняя игрушка". Дети и родители стали участниками выставки детского творчества "Волшебство зимних сказок" в рамках городского фестиваля детского и юношеского творчества "Самоцветы", дипломант (грамота за 2 место). Приняли участие в Международных детских творческих конкурсах зимних рисунков и поделок "Маленькой ёлочке холодно зимой", "Любимая сказка", награждены дипломами за участие.
Важным подтверждением результативности моей работы являются творческие и спортивные достижения моих воспитанников, которые ежегодно становятся участниками и призерами мероприятий муниципального образования и участниками Всероссийских и Международных конкурсов.
Презентация проектов и результаты были представлены на родительском собрании нашей группы, педсовете детского сада.
В результате реализации проектов у детей закрепились такие качества как: любознательность, активность, умение решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту. Дети овладели первичными экологическими знаниями, путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе; осуществляется цель развития в познавательной, эмоционально-чувственной и нравственной сфере ребенка через формирование основ здорового образа жизни. У детей наблюдается благоприятная динамика показателей умственной работоспособности, укрепления здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что метод проектирования является одной из приоритетных форм работы в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную деятельность с дошкольниками