Конспект внеклассного занятия "Люби и знай свой край"

МАОУ "СОШ № 10", г. Когалым, Тюменская область, ХМАО-Югра

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шабанова Е.В. Конспект внеклассного занятия "Люби и знай свой край" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120076.html (дата обращения: 24.04.2024 ).

Цель:  прививать любовь к родному краю, традициям и обычаям народов ХМАО.

Оборудование:  диски с песнями жителей севера, карты ХМАО,

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация "Медвежьего праздника"

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы отправимся путешествовать по нашей малой Родине – по той части России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло. Это наш  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

2. Беседа по теме

Учитель: А кто из вас знает, когда был образован ХМАО? (Ответы детей).
Учитель: Образован  наш  округ 10 декабря 1930 года и назывался Ханты-Мансийский автономный округ. 25 июля 2003 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа.
Отныне 86-й субъект Российской Федерации именуется "ХМАО, т.е. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра". В этом  году округ отмечал свое 85-летие.
Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции. Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Административный центр – г. Ханты-Мансийск.
Коренные жители Югры – ханты, манси. Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре  народа, проживают на севере. Их часто объединяют под общим названием "обские угры", так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводы.
Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае, нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты и обращались к духам (хозяевам определенных мест) с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.
Учитель: Может кто-то из вас знает, какие праздники и обычаи существуют у народов ХМАО? (Ответы детей).
Учитель: Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы. Жители поклонялись и почитали лося - это был символ достатка, благополучия.  В  прошлом  широко распространен был праздник  по  случаю  добычи  первого  лося  весной. Как  и  медведь,  лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить  плохо.  Лося  называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам  типа  "вещь с длинными ногами".
Большим почитанием пользовалась лягушка, которую называли "между кочек живущая  женщина".  Ей  приписывали  способность  дарить  семейное  счастье, а так же крепкое здоровье и долгую жизнь.
С каждым из запретных  животных  люди  связывали  свою  жизнь, благополучие.

3. "Вороний праздник"

Учитель:   Один из почитаемых праздников "Вороний день". Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.

4. "Медвежий праздник"

Учитель: Самый любимый праздник хантов и манси "Медвежий праздник".
(Слайд 2, 3). Представьте себе кругом снег, белым-бело от снега, хотя солнце пригревает так, будто наступила весна. (Слайд 4, 5).
Белые от снега женщины в нарядных малицах, расшитых национальным орнаментом и разноцветным бисером. Снег облепил мужчин в высоких мягких сапожках из оленьей шкуры и в длинных рубахах, подпоясанных разноцветной тесьмой. От снега становятся белыми не только волосы, но и ресницы. Над заснеженной поляной взлетают в небо многочисленные снежки. 
Медведя привозят в деревню на оленьих нартах, и о своем приезде охотники извещают пятью или семью выстрелами. Вот топот оленьих копыт слышен все ближе, ближе, и наконец, подкатывают к крыльцу нарты. На них красуется клыкастая медвежья туша.  (Слайд   6, 7, 8).
Праздник проводится обычно в доме охотника, убившего медведя.Если был убит самец, праздник продолжается пять дней, если самка — четыре.
 В обыкновенном мансийском доме народу собирается множество. Все участники праздника, заходя в дом, кланяются медведю, подходят к нему и целуют ему лапу. Только после этого все чинно рассаживаются на скамейки. А те, кто не попал в дом, смотрят в окна. Перед медведем поставлено угощение.(Слайд  9).
Постепенно праздник превращается в театрализованное представление. "У-ку-лу-лу!" — раздается вдруг совсем неожиданно. Это прибежали участники представления. На их лицах берестяные маски с длинными-предлинными носами. Над узкими щелочками глаз — длинные ресницы и брови. Такая маска называется саснел.   (Слайд  10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).
Танец, рассказывающий историю медведя, заканчивается. Наступает пора виниться перед убитым зверем.  (Слайд 17).
Медведя мы, как брата,
За все благодарим.
"А мы не виноваты", -
Прощаясь говорим…    Ю.Шесталов.

5. Викторина "Мой край"
Учитель: Кто внимательно слушал, сможет ответить на вопросы викторины:

  1. В каком году был образован наш округ? (10 декабря 1930г.)
  2. Назовите коренных жителей ХМАО? (Ханты, манси)
  3. Какое животное было символом достатка у хантов? (Лось)
  4. Какое животное дарило семейное счастье по поверьям манси? (Лягушка)
  5. Какая птица покровительствовала женщинам и детям? (Ворона)
  6. Какой праздник самый любимый у народов ХМАО? (Медвежий праздник)

Учитель: Наше путешествие  подошло к концу, сегодня вы познакомились с обычаями и праздниками народов ХМАО, узнали его историю. На следующих занятиях мы продолжим путешествие по родному краю.

     Список использованных источников

  1. Труфанов А.Я. Северная археология. Екатеринбург, 2006.
  2. Тягны-Рядно А. Сибирь на все времена. М., 2008.
  3. Визгалов Г.П., Кардаш О.В.. Святилище Ай-орт-ики. Екатеринбург, 2010. 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Манси
  5. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/73376
  6. http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page35810.html
  7. http://www.etnic.ru/etnicru/edu/ugry/
  8. http://www.etnograd.ru/pesni-mansi-khanty-i-vengrov
  9. Стихи хантыйского писателя Ю.Шесталова.